Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 4

1)  по каждому производственному ресурсу определяют показатели экстенсивности и интенсивности;

2)  рассчитывают показатели динамики — абсолютный прирост, темп роста и темп прироста, абсолютный размер 1% прироста;

3)  одним из методов факторного анализа количественно определяют влияние экстенсивного и интенсивного фактора по каждому производственному ресурсу на изменение объема производства (продажи), используя следующие зависимости:

ТП = ОПФ х Фо;

ТП = Чпп х ПТ;

ТП = МЗ х МО.

Например, используя первую зависимость, определим влияние на изменение объема производства экстенсивного и интенсивного фактора использования основных производственных фондов:

-          изменение объема производства за счет изменения среднегодовой стоимости основных производственных фондов (экстенсивного фактора):

∆ТПопф = ∆ОПФ х Фобаз;

-          изменение объема производства за счет изменения фондоотдачи (интенсивного фактора):

∆ТПФо = ∆ФО х ОПФ;

4) в случае роста объема производства определяют характер развития организации — экстенсивный или интенсивный, с точки зрения использования каждого производственного ресурса. Для этого рассчитывают долю экстенсивного фактора (∆ТПопф / ∆ТП х 100%) и интенсивного фактора (∆ТПФо / ∆ТП х 100%) в общем приросте объема продукции;

5) рассчитывают соотношение темпа прироста каждого производственного ресурса и темпа прироста объема продукции.

Для выявления резервов увеличения объема производства для конкретной организации проводят более глубокий анализ использования каждого вида производственных ресурсов

Анализ ассортимента и структуры выпуска продукции.

Общую оценку динамики и выполнения плана по объему производства и продажи продукции необходимо дополнить анализом динамики и выполнения плана по объему выпуска и продажи продукции в натуральном выражении, по номенклатуре и ассортименту.

Под номенклатурой понимается укрупненный перечень видов продукции, установленных в общероссийском классификаторе продукции, в натуральном выражении, отражаемых отдельной позицией в производственной программе (бизнес-плане). Ассортимент характеризует дальнейшую детализацию перечня продукции в пределах каждой позиции номенклатуры по наименованиям, фасовке, упаковке и т.д. с указанием объема выпуска по каждому виду.

Выполнение плана в натуральном выражении анализируется путем сопоставления фактического выпуска (продажи) продукции по каждому виду с показателями плана и предыдущего года. Выбор конкретного перечня видов продукции,подлежащего тщательному анализу, осуществляется на основе договоров на поставку продукции, государственных заказов на продукцию с учетом отраслевых особенностей развития производства.

Анализ выполнения плана в натуральном выражении и по ассортименту дополняется анализом изменений в ассортименте выпускаемой продукции по годам анализируемого периода.

Для того чтобы количественно оценить изменения ассортимента по сравнению с планом или другой базой, рассчитывают коэффициент ассортиментности, который характеризует соответствие ассортимента фактически выпущенной продукции базовому ассортименту. Для этого по каждому виду продукции фактический выпуск сравнивается с плановым (базовым), в расчет коэффициента ассортиментности принимается фактически выпущенная продукция, но не больше плановой (базовой) величины. Продукция, выработанная сверх плана (сверх базовой величины), а также не включенная в план (не выпускалась в базовом периоде), в расчет коэффициента ассортиментности не принимается.

Коэффициент ассортиментности определяется как отношение стоимости продукции, принятой в счет выполнения плана по ассортименту (засчитанной в счет базового ассортимента), к плановому (базовому) объему производства продукции, умноженное на 100%.

Далее необходимо выявить причины отклонений в выпуске продукции в натуральном выражении и по ассортименту. Они могут быть связаны с проблемами в поставках сырья и основных материалов, нехваткой рабочей силы, плохим состоянием оборудования и низким качеством ремонта оборудования, недостатками в организации производства и системе управления, другими причинами.