Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 7

косвенные показатели, такие как количество поступивших и принятых рекламаций, объем рекламированной продукции, удельный вес продукции, по которой приняты рекламации и претензии, сумма штрафных санкций за некачественную продукцию, потери от брака и др.

В ходе анализа фактические показатели, характеризующие качество продукции, сравниваются с нормативными, предусмотренными в стандартах, технических условиях и технологической документации, а также с показателями плана и предшествующего периода; в случае снижения качества продукции выявляются причины; рассчитывается влияние изменения качества продукции на экономические показатели хозяйственной деятельности организации.

Коэффициент сортности (Кс) рассчитывают как отношение суммарной стоимости продукции к условной ее стоимости, выраженной в цене наивысшего сорта;

Кс = ∑Qi x Цi / ЦI∑Qi

где Qi. — количество продукции i-го вида; Ц — цена продукции i-го вида; ЦI — цена продукции наивысшего сорта.

Анализ качества продукции по сортности проводится в следующей последовательности:

1) рассчитывается удельный вес продукции каждого сорта в общем объеме выпуска и сравниваются фактические значения с плановыми (базисными);

2) рассчитывается коэффициент сортности по плану (в базисном году) и фактический$

3) рассчитывается средняя оптовая цена продукции (Цср ) по плану (в базисном году) и фактически как отношение объема выпуска к количеству выпущенной продукции;

4) определяется влияние изменения сортности на выпуск продукции:

∆ТП = ∆Цср х Qф

5) выявляются причины снижения качества продукции. Они могут быть производственными, связанными с изготовлением продукции (организационно-технический уровень производства, ритмичность работы, уровень управления и стимулирования труда и т.д.), и независящими от организации (качество исходного сырья материалов и т.д.).

Величина потерь от брака является одной из косвенных оценок качества работы организации. Превышение брака против установленных норм и наличие его в производстве, когда он не планируется, отрицательно характеризует работу организации, уменьшает возможности по выпуску продукции.

Сумма потерь от брака складывается из себестоимости окончательно забракованных изделий и расходов по исправлению брака.

К ходе анализа потерь от брака следует выявить причины его возникновения, изучить динамику потерь от брака и меры по его предупреждению.

Причинами потерь от брака могут быть: плохое качество сырья, неисправность оборудования, нарушение технологии, низкая квалификация рабочих, недостаток контроля и т.д.

Далее определяют влияние потерь от брака на выпуск продукции. Для этого производят расчет стоимости годных изделий, которые можно было бы выпустить, ели бы не было брака, следующим образом:

-          рассчитывают отношение себестоимости окончательного брака к себестоимости годной продукции по сопоставимому кругу затрат в процентах;

-          полученную величину умножают на объем товарной
продукции в ценах, принятых в плане, и делят на 100.

Качество продукции является одним из основных факторов, обеспечивающих ее конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

-  техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

-  эстетическим (внешний вид товара);

-  эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

-  нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

-  экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).