Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 27

1)        общая рентабельность активов (авансированного капитала) по бухгалтерской прибыли (Роб);

Ро6щ = Пб/Асрх100%,

где П6 — прибыль до налогообложения; Аср — средняя величина активов (итога бухгалтерского баланса);

2)   рентабельность активов по чистой прибыли (Рч):

Рч = Пч / Аср х 100%,

где Пч — чистая прибыль;

3)        рентабельность производственных активов (имущества производственного назначения) по бухгалтерской прибыли (Рпроиз. А):

Рпроиз. А = Пб/Апроиз. ср х 100%

где Апроиз. ср средняя величина производственных активов (имущества), включая основные производственные средства (фонды), нематериальные активы и запасы.

Данный показатель также называют в литературе общей рентабельностью производственных фондов. Он характеризует экономическую эффективность имущества производственного назначения и широко используется в экономическом анализе.

Уровень общей рентабельности производственных фондов зависит от величины прибыли (прибыль до налогообложения), среднегодовой стоимости основных производственных средств (фондов) и нематериальных активов, средней стоимости материальных оборотных Средств, что следует из следующей трехфакторной модели:

Рпрои3. А = Пб / (ОПФ + Обмат)х 100%,

где ОПФ - среднегодовая стоимость основных производ­ственных средств (фондов) и нематериальных активов;

Обмат - средняя стоимость материальных оборотных средств (запасов).

Анализ рентабельности собственного капитала проводят на основе следующих показателей:

1) рентабельность собственного капитала (Рск) по бухгалтерской прибыли:

Рск = Пб / СК х 100%,

Где Ск - средняя величина собственного капитала как итога раздела III баланса «Капитал и резервы», или уточненного реального собственного капитала (чистых активов);

2) рентабельность собственного капитала по чистой прибыли:

Рск = Пч / СК х 100%,

Показатели рентабельности собственного капитала характеризуют финансовую рентабельность, поскольку она определяется эффективностью не только использования активов, но и управления капиталом (собственным и заемным).

Для анализа влияния факторов на рентабельность собственного капитала используют факторные модели, содержащие два, три, пять и более факторов.

Так, например, рентабельность собственного капитала можно представить в виде следующей двухфакторной модели:

Рск = Пб/ СК = (П6 / РП) х (СК / РП) = Рпр х Ко6,

где Рпр - рентабельность продаж (по бухгалтерской прибыли);

Ко6 - коэффициент капиталоотдачи или оборачиваемости собственного капитала, характеризующий деловую активность организации.

Наиболее широко в экономическом анализе используется трехфакторная модель рентабельности собственного капитала по чистой прибыли:

Рск = Пч / СК = (Пч / РП) х (РП / А) х (А / СК) = Рпрх Коб.А х К стр. К

где Ко6.А - коэффициент оборачиваемости активов;

Кстр.К — коэффициент соотношения всего авансирован кого капитала и собственного капитала.

Таким образом, факторами, влияющими на уровеньI рентабельности собственного капитала, являются: рентабельность продаж (по чистой прибыли), коэффициент оборачиваемости активов, структура авансированного капитала.

Так как сумма активов организации равна величине всего авансированного капитала, который включает собственный и заемный капитал (ЗК), то, сделав замену в предыдущей формуле, получим следующую зависимость:

Рск = (Пч / РП) х (РП / А) х (А / СК) = Рпр х Коб.А х ((СК + ЗК) / СК) = Рпрх Коб.А х (1 + (ЗК / СК)),

где 1 + (ЗК/СК) — показатель финансовой зависимости, определяемый структурой капитала;

ЗК/СК — плечо финансового рычага.

Одним из показателей эффективности деятельности организации является рентабельность продаж, которая определяется как отношение прибыли к выручке от продажи продукции (работ, услуг). В качестве показателя прибыли используют прибыль от продажи продукции (работ, услуг), бухгалтерскую прибыль (прибыль до налогообложения), чистую прибыль.

Наиболее широко в экономическом анализе используется показатель рентабельности продаж, рассчитанный по показателю прибыли от продаж продукции (работ, услуг):

Рпр = Ппр / РП = (РП - Срп) / РП = 1 - Срп / РП,