Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 5

Анализ выполнения плана по ассортименту и ассортиментной политики организации за длительный период времени может проводиться на основании показателей выпуска (продажи) продукции не только в натуральном (условно-натуральном, единицах трудоемкости), но и в стоимостном выражении. В тех случаях, когда виды продукции имеют различные единицы измерения, анализ ассортимента проводится только в стоимостном выражении.

Неравномерное изменение объема производства (продаж) по отдельным видам продукции по сравнению с планом и в динамике приводит к структурным сдвигам в составе продукции. Сдвиги в структуре продукции влияют на изменение обобщающих показателей деятельности организации - объема выпуска и продажи продукции, производительности труда, себестоимости, прибыли и т.д.

Анализ изменения в структуре выпущенной продукции по сравнению с базой (планом, предыдущим годом или др. базой сравнения) проводится в следующей последователь­ности (на примере анализа выполнения плана по структуре Ш.1 пущенной продукции):

1)         фактический выпуск продукции пересчитывается на плановую структуру, для этого выпуск продукции по плану по каждому наименованию умножается на процент выполнения плана по продукции в целом и делится на 100%;

2)         затем фактический выпуск каждого вида продукции сравнивается с полученным при пересчете результатом. В выполнение плана по структуре зачисляется сумма, не превышающая пересчитанные плановые показатели. Выпуск продукции, не предусмотренный планом, в расчет выполнения плана по структуре не принимается;

3) процент выполнения плана по структуре определяется как отношение суммы продукции, засчитанной в выполнение плана по структуре, к сумме фактического выпуска продукции при плановой структуре, умноженное на 100%.

Влияние структурных сдвигов на объем выпуска товарной продукции определяют, используя расчетную формулу:

ТП = Q х Ц,

где ТП — объем товарной продукции;

Q — количество выпущенной продукции;

Ц - средняя расчетная цена единицы продукции.

Структурные сдвиги в объеме производства оказывают влияние не только на стоимость товарной продукции, но и на ее себестоимость, на материалоемкость, фондоотдачу и производительность труда. Изменение структуры реализованной продукции оказывает влияние на выручку от продажи, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то растет выручка от продажи и наоборот, если сдвиги произошли в сторону более дешевого ассортимента.

Анализ ритмичности работы организации

При оценке выполнения плана по объему выпуска продукции необходимо рассмотреть, ритмично ли выполнялось плановое задание внутри отчетного периода, каковы причины в случае неритмичной работы организации, и как это повлияло на конечные показатели ее деятельности.

Ритмичность работы организации определяется путем сравнения фактического выпуска продукции за квартал, месяц, декаду, день с плановым выпуском за соответствующим период.

Простейший способ оценки ритмичности работы организации — это графический метод сравнения ежедневного планового и фактического выпуска продукции на основе плана-графика. Недостаток этого способа в том, что он не позволяет оценить ущерб, нанесенный организации из-за неритмичной работы.

Также о ритмичности работы организации можно судить на основе сравнения фактического удельного веса выпуска продукции по декадам месяцам, кварталам внутри отчетного года или другого анализируемого периода с плановыми значениями.

Обобщающим показателем, характеризующим ритмичность производства, является коэффициент ритмичности, который можно определить несколькими способами:

1-й способ: оценка ритмичности выпуска продукции производится по показателю, характеризующему точность выполнения плановых заданий по дням, декадам, месяцам, кварталам года (или другого анализируемого периода).

При определении количественного значения этого показателя перевыполнение плановых заданий в отдельные периоды времени в расчет не принимается и фактический выпуск засчитывается лишь в размерах, не превышающих плановые задания за тот период.