Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 35

3) процент выполнения плана по структуре определяется как отношение суммы продукции, засчитанной в выполнение плана по структуре, к сумме фактического выпуска продукции при плановой структуре, умноженное на 100%.

Влияние структурных сдвигов на объем выпуска товарной продукции определяют, используя расчетную формулу:

ТП = Q х Ц,

где ТП — объем товарной продукции;

Q — количество выпущенной продукции;

Ц - средняя расчетная цена единицы продукции.

Структурные сдвиги в объеме производства оказывают влияние не только на стоимость товарной продукции, но и на ее себестоимость, на материалоемкость, фондоотдачу и производительность труда. Изменение структуры реализованной продукции оказывает влияние на выручку от продажи, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то растет выручка от продажи и наоборот, если сдвиги произошли в сторону более дешевого ассортимента.

Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество продукции является одним из факторов, способствующих увеличению выручки от продаж, повышению конкурентоспособности выпущенной продукции, а, следовательно, и конкурентоспособности организации в целом. Таким образом, анализ качества продукции является актуальным для организаций любых отраслей экономики.

Для оценки качества продукции используют:

- обобщающие показатели, которые характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения. Например, удельный вес новой, прогрессивной, снимаемой с производства, сертифицированной и несертифицированной, соответствующей мировым стандартам, экспортируемой продукции в общем объеме выпуска продукции.

В некоторых отраслях используются специфические показатели качества продукции. Например, в отраслях где продукция различается по сортам, для анализа используют такие показатели качества, как удельный вес продукции высшего сорта в общем объеме выпуска продукции и коэффициент сортности.

В ряде отраслей (рыбная, кондитерская и др.) применяется бальная оценка качества продукции. В ее основе лежит система оценок в баллах, которые начисляются в зависимости от ряда основных параметров продукции. Если оценка качества производится с использованием балльного метода, то в качестве обобщающего показателя используется средневзвешенный балл качества продукции;

индивидуальные (единичные) показатели качества продукции, которые характеризуют одно из ее свойств, таких как полезность, надежность, технологичность, эстетичность и др.;

косвенные показатели, такие как количество поступивших и принятых рекламаций, объем рекламированной продукции, удельный вес продукции, по которой приняты рекламации и претензии, сумма штрафных санкций за некачественную продукцию, потери от брака и др.

В ходе анализа фактические показатели, характеризующие качество продукции, сравниваются с нормативными, предусмотренными в стандартах, технических условиях и технологической документации, а также с показателями плана и предшествующего периода; в случае снижения качества продукции выявляются причины; рассчитывается влияние изменения качества продукции на экономические показатели хозяйственной деятельности организации.

Коэффициент сортности (Кс) рассчитывают как отношение суммарной стоимости продукции к условной ее стоимости, выраженной в цене наивысшего сорта;

Кс = ∑Qi x Цi / ЦI∑Qi

где Qi. — количество продукции i-го вида; Ц — цена продукции i-го вида; ЦI — цена продукции наивысшего сорта.

Анализ качества продукции по сортности проводится в следующей последовательности:

1) рассчитывается удельный вес продукции каждого сорта в общем объеме выпуска и сравниваются фактические значения с плановыми (базисными);

2) рассчитывается коэффициент сортности по плану (в базисном году) и фактический$

3) рассчитывается средняя оптовая цена продукции (Цср ) по плану (в базисном году) и фактически как отношение объема выпуска к количеству выпущенной продукции;