Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 7

1.  информационно - коммуникативную (прием и передача информации);

2.  регулятивно – коммуникативную (взаимная корректировка действий);

3.  аффективно – коммуникативную (изменение эмоционального состояния).

 Карпенко по критерию цель общения выделил 8 функций общения:

1.  Контактная цель – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

2.  Информационная цель – обмен сообщениями.

3.  Побудительная цель – стимуляция активности партнеров по общению.

4.  Координационная цель – координация и согласование действий в совместной деятельности.

5.  Цель понимания – понимание намерений, установок, переживаний, состояний.

6.  Эмотивная– возбуждение в партнере нужных состояний, переживаний или собственных эмоциональных переживаний с его помощью.

7.  Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых и пр. связей сообщества.

8.  Оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок и мнений.

Специфика протекания стадий общения в зависимости от его уровней и личностных особенностей коммуникаторов.

Стадии общения ( по Б.Ф. Ломову,  В.Н. Панферову).

В.Н. Панферов считает, что процесс общения, начинаясь с взаимопознания, проходит ряд стадий и заканчивается установлением взаимоотношений и интериоризацией психологических условий совместной деятельности в характерологических особенностях личности. Им выделяется 5 стадий:

1.  Стадия выбора партнера для взаимодействия.

2.  Стадия проявления себя для партнера.

3.  Стадия проявления встречной заинтересованности.

4.  Стадия обмена представлениями, мыслями, чувствами, отношениями, планами…

5.  Стадия достижения социально-психологической совместимости.

А.Б. Добрович (Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.) рассматривает четыре фазы поведения индивида в процессе общения.

Первая фаза взаимонаправленности – побуждение к действию, применительно к общению выглядит как направленность на партнера. Тот по каким-то причинам становится объектом внимания и предстоящего действия.

Вторая фаза взаимоотражения – уточнение индивидом ситуации действия, применительно к общению выступает как психическое отражение партнера, ибо он и есть главное в ситуации действия.

Третья стадия взаимоинформирования – само действие или информирование партнера о чем-то и прием ответной информации от него.

Четвертая стадия взаимоотключения – свертывание действия или отключение от партнера, если побудительные мотивы контакта исчерпаны. Если они сохранились, субъект возвращается ко второй фазе, заново отражая партнера, чье поведение уже изменено произошедшим знакообменом.

Содержание фаз контакта определяется уровнем, на котором протекает общение. Существует 7 уровней общения по А.Б.Добровичу: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциальный, игровой, деловой и духовный.

Примитивный уровень общения. Для коммуникатора, стоящего на этом уровне общения партнер не субъект, а объект, нужный (овладеть) или мешающий (избавиться). Отсюда вытекают все особенности фаз общения.

Направленность на партнера – пристройка сверху в любом случае.

Фаза отражения партнера по общению – актуальная роль партнера не улавливается, в ход идут шаблоны восприятия, с помощью которых можно описать данный «предмет»: большой (пристройка снизу), маленький (сверху). Существенны наружность, одежда, в ход идут стереотипы восприятия (очкарик), возраст, пол. Характерно навешивание ярлыков «фифочка», «соплячка»… До тонкостей улавливания своей роли в глазах партнера по общению дело не доходит.