Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 8

Фаза взаимоинформирования – нерегулируемое общечеловеческими нормами проявление симпатии (пристройка снизу) или антипатии (сверху). В случае конгруэнции (установки на согласие, соответствие) распахивается небогатый ролевой веер и ожидается тоже от партнера. В случае несоответствия – обида. В случае конфронтации: слабый – подавление, вплоть до физического воздействия; сильный – отступление и заискивание (самоанализа своего поведения не происходит).

Фаза отключения от контакта – в случае конфронтации ругательства, насмешка (слабый); извинения, угрозы (сильный); в случае конгруэнции нескрываемая скука.

Манипулятивный уровень общения. Субъект, избирающий партнерство на этом уровне, по своему подходу к другому человеку близок к примитивному участнику общения, но по исполнительским подходам приближается к более высокому конвенциальному уровню (для него партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть). Выигрыш означает выгоду: если не материальную и житейскую, то, по крайней мере, психологическую. Психологическая выгода, по его мнению, заключается в том, чтобы надежно пристроиться «сверху» и иметь возможность безнаказанно наносить «уколы» партнеру по общению.

В фазе направленности на партнера манипулятор заранее изготавливается к подчинению себе собеседника, к пристраиванию «сверху».

В фазе отражения – неплохо улавливает актуальную роль партнера и собственную актуальную роль его глазами, но делается это все для «расставления ловушки». Прежде всего, улавливаются те особенности собеседника, которые можно использовать как его слабые места. При необходимости на этой фазе контакта возможна пристройка «снизу» для усыпления бдительности партнера и избегания конфронтации, демонстрации понимания собеседника.

 Как только партнер «расслабляется» и приоткрывает свой «ролевой веер» ему наносится давно заготовленный укол, причем в самое чувствительное из открывшихся мест.

Когда партнер тщательно закрыт и выступает под маской стандартизированной вежливости и ни к чему не обязывающей любезности, манипулятор делает ряд «выпадов», чтобы обнаружить истинное лицо собеседника. Таким образом, происходит перебор наиболее эффективных техник взаимодействия с целью нанесения болезненного удара.

Наиболее эффективной «противоманипулятивной защитой» является хладнокровие и выдержка, игра «по правилам манипулятора», но без нанесения ответных ударов. Здесь главное самому не превратиться в манипулятора и уметь вовремя «выйти из игры».

Манипуляции всегда разнообразны по технике и целям: манипуляторы не обязательно действуют по осознанному плану, у некоторых это происходит неосознанно само собой, так что они искренне обижаются, когда их уличают или манипуляция не достигает успеха. Часто с человеком приходится долго работать, чтобы он осознал наличие в своей манере общения наличие «манипулятивных ходов».

Стандартизированный уровень. Другим названием этого уровня может быть «контакт масок», т. к. подлинного ролевого взаимодействия здесь не происходит, общение основывается на некоторых стандартах, а не на взаимном улавливании ролевых ролей партнеров.

Фаза направленности на партнера здесь неудовлетворительна, т.к. подлинного желания контакта или подлинной готовности к общению не наблюдается. Нерасположенность к контакту может иметь множество причин:

-  чувство обиды и недоверия (хочется отгородиться от партнера),

-  страх общения (по прошлому опыту оно чаще приносило обиды и разочарования, нежели радость),

-   лень в отношении общения (человек «экономит» душевные силы, которые нужно потратить на другого партнера),

-  безразличие к другим (человек слишком занят собой или высокомерно оценивает себя выше окружающих),

-   просто усталость (не хватает силы на контакты).