Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 6

Ориентацию на контроль, предполагающую стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, предполагающую стремление доминировать во взаимодействии.

Такая ориентация провоцирует и определенную стратегию взаимодействия – "контролера". "Контролер" стремится заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто достигают желаемого (Вертикальное взаимодействие).

Ориентацию на понимание, включающую в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров и необходимости достижения взаимной удовлетворенности.

Такая ориентация предполагает стратегию "понимателя", адаптированного к партнеру (Горизонтальное взаимодействие).

Т.К. любое взаимодействие осуществляется по поводу того или иного предмета, то его характер определяется открытостью (способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других) или закрытостью предметной позиции (неспособность или нежелание раскрывать свои позиции). Существуют смешанные позиции при взаимодействии.

Перцептивная функция общениязаключается в восприятии людьми друг друга с целью взаимопонимания, которое может пониматься по-разному. И как понимание целей, мотивов, установок партнеров по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, т.е. разделение этих целей, мотивов, установок. Важно то, что процесс восприятия одного партнера другим выступает как обязательная составляющая процесса общения.

Уточним термин «социальная перцепция», используемый применительно к процессу восприятия партнерами по общению друг друга.

1.  Впервые он использовался Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под этим термином понималась социальная детерминация процессов перцепции.

2.  Позднее в социальной психологии социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Такое понимание социальной перцепции сохранилось по сей день. Следовательно, восприятие человека человеком относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

В межличностном общении корректно говорить о межличностной перцепции. В отечественной литературе также принято употребление понятие «познание другого человека» как синонима «восприятия другого человека» (Бодалев А.А. Личность и общение, М.: Педагогика, 1983.).

Это понимание обусловлено спецификой восприятия другого человека, к которой относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представлений о его намерениях, способностях, мыслях, эмоциях, установках и т.д. Сюда же входит формирование представлений об отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.

Подход к восприятию партнеров по общению разрабатывался и транзактным анализом. Влияние позиции партнера по общению, его прошлого опыта на восприятие объекта и отношений с ним (Я – о-кей…).

В.Н. Панферов, подходя к процессу общения как особому виду человеческой деятельности, применил к нему всеобщие функции деятельности:

1.  коммуникативную (канал-знак, взаимодействие и его способы),

2.  информационную (знак-значение, коммуникация???),

3.  когнитивную (значение-смысл, перцептивная),

4.  эмотивную (смысл-отношение, переживание человеком своих взаимоотношений с окружающим миром…),

5.  конативную (отношение-поведение, управление взаимодействием, регулятор совместной деятельности: согласование и координация взаимодействия, установок, представлений, впечатлений…)

6.   креативную (поведение -личностные качества, творческое преобразование личности партнера как психологической сущности).

Б.Ф. Ломов выделил три функции общения: