Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 2

Опыт человечества овеществлен в продуктах материальной и духовной культуры, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя – новое поколение может извлечь его только при помощи старших, которые в этом смысле являются живыми носителями общечеловеческого опыта. Общение со взрослым является в этом смысле единственно возможным контекстом, в котором ребенок постигает и «присваивает» «смыслы взрослой жизни». Поэтому общение является важнейшим фактором общего психического развития детей. Общение не только обогащает содержание детского сознания, но и обуславливает его структуру, определяет опосредованное строение специфически человеческих психических процессов (речь..).

Три группы факторов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка: 1). Изучение детей – «Маугли», 2). Исследование природы и причин «госпитализма», 3). Прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Дети – «Маугли» (стаи волков)  - выявлено глубокое и необратимое недоразвитие (Р. Давис 1940, А. Гезелл 1941, Л. Стоун 1954).

Явление госпитализма обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей (конец прошлого, начало нынешнего века – организация первых приютов – «фабрик ангелов», т.к. наблюдался большой процент смертности, особенно в первые месяцы и годы жизни детей). Дети, которые оставались жить, резко отставали в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность.

Грубые формы госпитализма привлекали внимание общественности даже в период второй мировой войны. Когда большое к-во детей оставалось сиротами. Р. Спиц описывает детей одного детского дома, воспитываемых с 3 месячного возраста. 37% из них погибали в первые 2 года.

В живых остался 21 ребенок, младшему было к моменту описания 2 года, а старшему 4 года и 1 месяц.

5 из них совсем не умели передвигаться и сидеть,

3 лишь сидели без поддержки,

8 ходили с посторонней помощью и 5 – самостоятельно.

12 детей не умели есть с ложки,

20 – сами одеваться.

Поразительно слабым было развитие речи детей: 6 из 21 не говорили совсем, 12 произносили по 2-5 слов, и лишь один умел составлять фразы.

Р. Спиц отмечал особое невротическое состояние детей, назвав его «неклинической депрессией» – печаль, замыкание в себе, ареактивность, заторможенность, потеря аппетита, бессонница.

Р. Спиц и другие психологи неофрейдисты объясняют такое состояние детей отсутствием материнского ухода за ребенком (результат – боязнь родителей отдавать детей в детские воспитательные заведения  Р. Заззо , Франция 1967 г., работницы фабрик).

Н.М. Щелованов в России исследовал «дефицит общения» сирот со взрослым и вместе с Н.М. Аксариной заложил научную основу воспитания детей раннего возраста в яслях и детских садах в нашей стране. На первое место была поставлена педагогическая работа и общение персонала с воспитанниками, что исключило госпитализм в наших детских учреждениях.

В наше время широко внедряется система детских домов семейного типа практически во всех странах мира.

Доказательность первых двух факторов не безусловна, т.к. они вызываются крайне неблагоприятными обстоятельствами, сопровождаемыми сопровождаемыми целой группой сопутствующих факторов (травмы, наследственность, болезнями, патологическими родами…), значение которых заведомо очень велико.

3. М.И. Лисина  в течении 20 лет исследовала влияние позитивных факторов общения на генезис общения и демонстрирующих его роль в развитии ребенка. Результаты исследований показали, что общение со взрослым влияет на развитие ребенка на всех этапах раннего и дошкольного детства. Значение общения с возрастом становится более сложным и глубоким.