Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 11

 То же происходит и на третьей фазе взаимоинформирования. Даже конфликт не портит отношений, а является поводом для анализа его причин дома.

Общаясь на деловом уровне, люди выносят из контактов не только определенные зримые «плоды» совместной деятельности, но также исключительно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия и теплоты. Ведь в деле человек раскрывается наиболее полно и с наиболее существенных сторон. Негативные стороны характера уходят на второй план, заслоняясь наиболее существенными и важными для общего дела. Если на игровом уровне общение празднично, то на деловом оно много буднечнее, но зато глубже и серьезнее.

На четвертой фазе при выходе из контакта здесь нет места ни церемонности, ни пышности в выражении чувств, но за внешней суховатостью прощаний чувствуется теплота.

Духовный уровень общения. Это высший уровень человеческого общения, здесь партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению. Партнером по общению может выступать любой человек, в котором хотя бы на время вспыхивает «искра божья». Ни возраст, ни пол, ни образование, ни степень начитанности роли не играют.

Можно вступить на уровень духовного общения даже с маленьким ребенком, когда его занимают проблемы мироустройства, добра и зла, тайны языка, поэтические или музыкальные образы. Контакты на духовном уровне нередки у подростков и молодых людей обоего пола, т.к. это возраст личного, гражданского и духовного самоопределения, возраст постановки задач и сверхзадач начинающейся взрослой жизни. Дружба, основанная на духовном контакте, зачастую сохраняется на всю жизнь. Ценя духовное начало в другом мы развиваем его и в себе, а развив его в себе, еще больше ценим духовность в других, даже ее крупицы.

Фаза взаимонаправленности партнеров на духовном уровне общения проникнута не просто интересом и симпатией к собеседнику и не только предвкушением захватывающего разговора. Вдобавок к этому здесь есть вера в возможность приблизиться в беседе к постижению высочайших ценностей человечества. Собеседник ценен для нас уже тем, что с ним можно оторваться от обыденной работы нашего сознания. Эта установка настраивает нас на пристройку к партнеру «снизу». Это создает особую доверительно-воодушевленную, трепетную атмосферу для контакта.

В фазе взаимоотражения, а затем и взаимоинформирования собеседники чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему повороту мысли, они настолько растворены друг в друге, что способны закончить фразу начатую партнером. Оба высоко спонтанны и побуждают к этому друг друга, поэтому перебивание не выглядит бесцеремонностью, свобода самовыражения безгранична, дух конгруэнции витает в воздухе, даже когда возникает спор и бурные дебаты, расхождение мучительно и должно быть устранено, поэтому возникает горячность в споре. Конфронтация напоминает конгруэнцию. Партнеры наслаждаются общением. Затруднения партнера при формулировании мысли воспринимается также мучительно как собственное затруднение.

Фаза взаимоотключения партнеров бывает на духовном уровне общения изрядно затруднена, из-за нежелания расставаться и невозможности исчерпать предмет общения. Поэтому расставание обычно особо трепетно даже у суровых людей.

Таким образом, духовное общение соединяет в себе лучшие стороны как делового, так и игрового общения: живой интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спонтанности, совместный поиск истины, благородное стремление к единодушию и согласию.

Духовность имеет разные ступени, причем высоты духа неизмеримы. Но можно выделить два «сорта» духовности: незрелую («юношескую») и зрелую…

Духовность обеспечивается не отбором тем, а глубиной «диалогического проникновения» людей друг в друга.

Структурные компоненты общения.

Мая Ивановна Лисина предлагает выделить, в процессе общения как деятельности, следующие структурные компоненты: