Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 3

Основное значение общения состоит в его способности ускорять ход развития ребенка.

Эксперимент с младенцами. Сеансы организованного общения 7-8 минут: поглаживания, тормошение, улыбки, ласки…Внимание взрослого вызывало у детей бурную радость – дети смеялись, тянули к взрослому ручки, вскрикивали и певуче гулили, их глаза сияли и лучились.

Через 2-3 занятия дети уже с нетерпением ждали экспериментатора, завидев его издали оживлялись и вокализировали. В экспериментальной группе вскоре обнаружилось быстрое развитие внимания и интереса ко всему окружающему ребенка в периоды, когда взрослого рядом не было. Дети дольше занимались игрушками, совершали в «игре» больше разнообразных действий, чаще радовались впечатлениям от игрушек и испытывали более глубокое удовольствие от них и от своих действий с ними, исследовали игрушки более полнее, чем дети из контрольной группы (рассматривали, ощупывали, пробовали губами, слушали), у них было больше сложных и меньше примитивных действий.  Важно, что на занятиях игрушки не использовались.

Влияние общения обнаруживается не только в ускорении темпа развития, но и в преодолении неблагоприятных ситуаций. Исследования Г.М. Ляпина, М.И. Попова, В.В. Ветрова показали, что систематическое прослушивание магнитофонной записи речи детьми ускорило их вербальное развитие при включении ребенка в живое общение с окружающими людьми.

Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших при неправильном воспитании (Т.М Сорокина – преодоление конфликтного состояния: робости, смущения, беспокойства в присутствии чужих взрослых у двухлетних детей с помощью овладения приемами «делового» общения.).

Влияние общения прослеживается в таких сферах психического развития ребенка как: 1) в самой области общения; 2) в области любознательности; 3) в сфере эмоциональных переживаний; 4) при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; 5) в сфере овладения речью; 6) в сфере личности и самосознания детей.

Процесс и функции общения

Общение как процесс субъект - субъектной деятельности.

Процесс межличностного общения является особым видом деятельности, в процессе которого происходит взаимодействие двух (и более) субъектов. Но, по мнению Б. Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина «даже самый приблизительный психологический анализ процесса общения показывает ограниченность применения схемы, разработанной для изучения деятельности. Общение не укладывается в эту схему».

Специфика общения как процесса взаимодействия человека с человеком состоит в том, что:

1. Это есть психологическая деятельность людей, совершаемая в повседневной совместной деятельности, суть которой заключается в познании, проявлении, преобразовании психологических качеств личности как объекта и одновременно субъекта взаимодействия с другим человеком. А это означает, что субъект - объектные отношения в процессе общения удваиваются на основе рефлексивной природы сознания взаимодействующих людей.

О --- О  -  взаимодействие объектов природы;

S --- O  -  предметная деятельность;

S --- S  -  общение.

2. Человекв процессе общения предстает как объект познания для другого человека, с которым он взаимодействует. Одновременно он становится и познающим (психологом «практического смысла»). Независимо от осознания этих ролей каждый из участников процесса общения стремится с помощью своего партнера решить жизненные проблемы и не только психологического содержания.

3. Психологическая сущность общения также состоит в том, что это процесс обмена знаниями, мыслями и чувствами, а также личностными особенностями, которые люди проявляют в совместной деятельности. Личностные особенности экстериоризируются в актах коммуникации и опредмечиваются в способах и результатах совместной деятельности, приобретая тем самым отчужденную от личности (независимую) форму существования.