Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 15

1.использованием словесных форм и действий для подтверждения понимания сообщения,

2.уточнения тезауруса собеседника,

3. Использованием способов побуждения партнера к разговору,

4. возможностью управленя разговором и активностью партнера. Существует четыре вида рефлексивного слушания: выяснение, повторение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование, развитие идеи.

1.  Выяснение используется для уточнения смысла отдельных высказываний, первоначального сообщения: «Пожалуйста, уточните это!», «Не повторите ли Вы еще раз?», «Я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду?», «Я не совсем понял…», «Не объясните ли Вы это?».

В рамках данной техники широко используются вопросы.

2.  Перефразирование подразумевает формулировку той же мысли, но иначе, другими словами. Т.е. происходит передача коммуникатору его же сообщения, но словами реципиента. (Вербализации). Перефразирование используется с целью проверки точности сообщения. («Как я Вас понял…», По Вашему мнению…»…)

Перефразировки целесообразно использовать для уточнения идей и их смысла, а не установок и чувств собеседника.

3.  Отражение чувств используется в ситуациях, когда люди выражают свои чувства, что является потребностью практически каждого человека. Отражая чувства собеседника, мы показываем, что понимаем его состояние: «Мне кажется, что Вы чувствуете…»,  «Вероятно, Вы чувствуете…», «Вы несколько (совершенно, страшно) расстроены…». Отражение чувств целесообразно в том случае, когда Вы абсолютно уверены, что именно эти чувства испытывает собеседник, если он не пытается их скрыть, и если между Вами установились доверительные отношения.

4.  Резюмирование проявляется в подытоживании основных идей и чувств коммуникатора. В бытовом общении используется не часто. Целесообразно использовать в педагогическом и деловом  (консультативном общении) для подведения итога части беседы, обсуждении разных точек зрения, проблем, урегулирования конфликтов, при рассмотрении претензий, при проведении заседаний…

        Здесь могут быть уместны следующие формулировки: «То, что Вы сейчас сказали, может означать…», «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…».

Техника обратной связи. Обратная связь – это информация, которую реципиент поставляет коммуникатору, и которая содержит реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Целью обратной связи является, прежде всего, помощь коммуникатору в осознании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у реципиента и как влияют на его состояние и поведение.

Отсутствие обратной связи или ее неоднозначный, неадекватный характер значительно осложняет процесс общения, делает его неэффективным.

 1) Одна из форм отсутствия обратной связи – сознательное воздержание от ее демонстрации (выражение «непроницаемой маски» на лице).

2) Другая форма – намеренное искажение реципиентом своей реакции.

Причины возможного отсутствия обратной связи:

-  из-за боязни использования продемонстрированных мыслей и чувств против реципиента;

-  мешают нормы и условности, принятые в его социальной среде или группе;

-  гораздо важнее высказаться самому, чем слушать партнера;

-  партнер не умеет выражать свои чувства;

-  чрезмерный контроль над своей эмоциональной экспрессией.

Отсутствие обратной связи приводит к формированию у коммуникатора представлений о реципиенте и процессе общения, зачастую несовпадающих с представлениями реципиента.

Правила, делающие обратную связь эффективной:

1)  обратная связь дается об особенностях поведения партнера, но не его личностных особенностях, т.е. говорить нужно о конкретных поступках человека.

2)  говорить больше о своих наблюдениях (о том, что Вы видели и слышали), а не о выводах (интерпретациях воспринятого и домыслах по этому поводу), так как они далеко не всегда отражают реальность.