Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 13

1.  «Личная автономия и чувство общности – это две основные ценности, на которых строятся хорошие контакты.» Автономия – право человека на своеобразие, неповторимость своей личности, на самостоятельность в выборе своей судьбы. Общность – дружеское общение, совместная жизнь и работа автономных личностей, которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к их достижению. Достижение этих ценностей означает, что автономность и развитие личности достигается не за счет других людей или в изоляции от них и что осуществление общих целей происходит не ценой утраты индивидуальности и свободы отдельных людей.

2.  Аутентичность и открытость. Люди, реализующие эти ценности, дорожат искренностью взаимоотношений, стараются избегать фальши, обмана, лицемерия и нечестности. Отказываются от цели, если  ее достижение сопряжено с обманом и лицемерием. При этом аутентичность и открытость взаимодействующих людей должна быть адекватной ситуации и в равной мере присуща всем участникам общения.

3.  Возможность поиска и исследования. Данная ценность строится на исследовательском отношении к действительности, на готовности искать новые способы мышления и поведения. В данном случае речь идет о готовности к поиску новой информации для более глубокого понимания себя и реальности, о готовности наблюдать, получать знания, расставаться с устаревшими стереотипами поведения, предубеждениями.

4.  Готовность делать добро другим людям. Реализация данной ценности означает готовность оказать помощь другому, когда он в ней нуждается, не обязательно в результате прямой просьбы о помощи, а скорее исходя из возможности сделать что-то ценное для другого. Данная готовность должна подкрепляться способностью понимать истинные потребности других и умением оказывать им адекватную помощь.

5.  Безопасность личности. Если степень угрозы для индивида минимальна, он без страха и с чувством ответственности может пойти на рискованные поступки, на которых в последствии и приобретет новый положительный опыт. Безопасность – чрезвычайно важный фактор для развития личности и ее творческого потенциала, а также реализации других ценностей общения. (Манипуляция…)

6.  Развитие личности и самоутверждение. Данная ценность связана с поиском и установлением форм взаимоотношений, способствующих развитию каждого партнера, основание для которого служит принятие возможности к самоизменению.

7.  Авторитет как право на руководство. Авторитетность каждого субъекта общения. Данная ценность строится на способности признать превосходство партнера по общению в определенных областях, на интересе к нему как к ценности, на чувстве самоуважения.

Диалогичность и монологичность в общении.

Техники ведения диалога.

Монологическое общение предполагает субъект-объектный подход к процессу взаимодействия общающихся сторон. Одному из партнеров в этом случае отводится роль объекта воздействия и манипуляции. Таково общение по принципу приказов, различного рода предписаний, поучений…  К этому же случаю относятся различного рода случаи доминирования одного из партнеров, асимметрии общающихся сторон, стремления к утверждению приоритета одного из собеседников….

Диалогическое общение характеризуется равенством позиций общающихся сторон, обоюдной их активностью, взаимным проникновением в мир чувств и переживаний друг друга, готовностью встать на точку зрения партнера, стремлением к сочувствию, сопереживанию. Принятию друг друга, взаимным уважением. Доверием, искренностью, стремлением к достижению взаимопонимания….

Диалогическое общение предполагает возможность разных позиций, но и наличие установки на взаимное понимание друг друга, взаимный интерес др. к  др., отношения коммуникативного сотрудничества.

 Исследованию диалогических форм общения посвящены работы А.А. Бодалева (Проблемы поэтики Достоевского), Б.Ф. Ломова, Г.А. Ковалева, Л.М. Попова и др.

Одним из важнейших условий ведения диалога В.Н. Панферов считает умение слушать партнера, а также способность понимать и продолжать его мысли.