Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 5

Существует несколько попыток описать структуру взаимодействий, позволяющей понять смысл действий партнера:

1. Теория социального действия (Вебер, Сорокин, Парсонс).

1. Заключается в попытках зафиксировать некоторые компоненты элементарные акты взаимодействия, иногда циклы (люди, их связь, воздействие друг на друга, изменения в субъектах общения – как результат взаимодействия).

2. Второй задачей являлся поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. Попытки неудачны – абстрактность схемы взаимодействия, невозможность использования в эмпирических исследованиях.

2.Описание ступеней развития взаимодействия (Щепаньский, Панферов, Леонтьев), при котором взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит.

3.Описание позиций участников взаимодействия в транзактном анализе (Э. Берн, Т. Харрис, Д. Джнджевилл). Предлагается описание взаимодействия в процессе общения через описание позиций его участников. Учитывается характер ситуаций, стиль взаимодействия, статус партнеров (ведомый, ведущий).

Наиболее известна схема Э. Берна, в которой основными понятиями являются состояния  Я  и трансакции, т.е. единицы общения. Репертуар этих состояний Э.Берн разбил на следующие категории:

1)  состояния Я, сходные с образом родителей (Родитель);

2)  состояния Я, направленные на обективную оценку реальности (Взрослый);

3)  состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки (Ребенок).

Состояния  Я – это нормальнае психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека.

Ребенок – это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений.

Родитель – источник автоматизированных реакций, помогающих беречь энергию и время.

Схема характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка.

Родитель

Взрослый

Рбенок

Характерные слова и выражения

Все знают, что…Ты должен.. Никогда… Всегда… Я не понимаю, как это допускают…

Как? Что? Когда? Почему? Возможно. Вероятно.

Я сердит на тебя! Вот Здорово! Отлично! Отвратительно!

Интонации

Обвиняющие, снисходительные, критические.

Связанные с реальностью.

Очень эмоциональные

Состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное.

Внимательность, поиск информации.

Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое.

Выражение лица

Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное

Спокойное, максимум внимания

Угнетение, удивление

Позы

Руки на бедрах, указующий перст, руки сложены на груди

Наклон к собеседнику, ориентация на него

Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков)

Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром, контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

Позиции партнеров по общению определяются теми состояниями Я, которые в данный момент взаимодействия вступают во взаимодействие.

Существует множество классификаций ситуаций взаимодействия.

 Аргайл выделяет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации в обучении и руководстве…

Э. Берн - ритуалы, полуритуалы (имеют место в развлечениях) и игры (в широком смысле – интимные, политические).

А.А. Леонтьев - социально-ориентированные, предметно-ориентированные, личностно-ориентированные ситуации.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий адекватный ей, иначе взаимодействие может быть затруднено. Различают три основных стиля взаимодействия: ритуальный(обычно задан некоторой культурой), манипулятивный и гуманистический. У А.Б. Домбровича стили общения названы уровнями (см. ниже).

С точки зрения ориентированности партнеров по общению можно выделить: