Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 4

Важно подчеркнуть, что качества личности партнеров по общению выступают в роли психологических условий взаимодействия и в тоже время формируются в этом процессе.  Взаимоотношения усваиваются индивидом как необходимые и привычные формы поведения данного конкретного человека, а уже через них формируются и соответствующие психологические качества личности в виде соответствующих черт характера.

 Социальные, социально-психологические и всеобщие функции общения как формы человеческой деятельности (по Г.М. Андреевой,  В.Н. Панферову).

Проблема функций общения является одной из центральных при определении содержательной характеристики общения.

Галина Михайловна Андреева выделяет три функции (стороны общения):

1.  Коммуникативная, состоящая из обмена информацией.

2.  Интерактивная, включающая обмен действиями и поступками.

3.  Перцептивная, заключающаяся в восприятии людьми друг друга.

Коммуникативная функцияобщения состоит не только в формальной передаче информации, но в ее формировании, уточнении и развитии. Так как общение – это интерсубъективный процесс, т.е. происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, в результате которого формируется общий смысл, что возможно только при ее понимании и осмыслении. Т.о. происходит совместное постижение предмета информации.

Обмен информацией происходит с помощью вербальных и невербальных знаков, и  приводит к изменениям в поведении партнеров, выступая в качестве орудия общения. Эффективность коммуникации определяется изменениями типа отношений, который сложился между общающимися, т.е. результатами взаимовлияния.

Особенностью человеческой коммуникации является:

1. Необходимость принятия единой системы значений, тезауруса (общая система значений, принимаемая всеми членами группы). Только в этом случае возможно понимание партнерами друг друга. Но, как отмечал Лев Семенович Выготский, мысль никогда не равна прямому значению слов, поэтому общающиеся должны быть идентичны не только в понимании значений звуковой речи, но обладать одинаковым пониманием ситуации общения.

2. Еще одной особенностью человеческой коммуникации является возможность возникновения специфических коммуникативных барьеров, которые носят социальный или психологический характер…

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и расчитана на стимуляцию партнера по общению к действию. Стимуляция в свою очередь может быть различной:

1) активизация (побуждение к действию в заданном направлении)

2) интердикция(запрет нежелательных действий, деятельности)

3) дестабилизация(рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). После одиннадцати домой не приходи…   Если вы…., то…

Констатирующая информация выступает в форме сообщений и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Интерактивная функция общенияхарактеризует такую сторону общения как взаимодействие при организации совместной деятельности. Т.е. общение предполагает не только обмен информацией, но и обмен действиями, и планирование общей деятельности, и ее совместное осуществление. При этом мысль, родившаяся в голове одного из партнеров взаимодействия, может быть осуществлена в результате совместных действий.

Главным содержанием общения является воздействие на партнера. Описывая этот процесс мы часто используем термины действий. Например: "Он на меня давил, но я не поддался.",  "Он подстроился под меня."…

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам кажется, что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом – что наши действия "заодно", в третьем – что партнер затрагивает наши интересы, и мы их отстаиваем…  За словами стоят действия, и общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос "Что он делает?", а наше поведение строится исходя из полученного ответа.