Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 10

Четвертая фаза контакта – взаимоотключение протекает в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания друг к другу. В случае конгруэнции (взаимосогласия) оба заботятся о том, что не навязывать свою персону другому после того, как тема общения исчерпана. В случае конфронтации партнеры «расходятся» скорее оппонентами, чем врагами. Т.О. взаимодействие на этом уровне требует высокой культуры общения, этот уровень считается оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах.

Игровой уровень общения превосходит конвенциальный большей полнотой и человечностью, тонкостью содержания и богатством оттенков.

В фазу направленности на партнера здесь не просто встроена забота о том, чтобы он имел принципиальную возможность пристройки «рядом», но на первый план выступает живой интерес к личностным особенностям собеседника, к его «ролевому вееру» проникнутый истинной симпатией к партнеру. Этот особый нюанс придает контакту дух праздничной приподнятости как перед предвкушением приглашения на танец или перед интересной передачей. Таким образом, на игровой, как и на более высокие уровни общения мы выходим только с уже знакомыми людьми и с которыми нас связывает определенное чувство, если не взаимное, то, по крайней мере, еще не омраченное обидами  разочарованиями.

На фазе отражения партнера это чувство обеспечивает обостренное восприятие «ролевого веера» партнера с особой чувствительностью к его индивидуальным ролям. Что касается восприятия собственной актуальной роли глазами партнера, то здесь наблюдается приписывание собеседнику интереса и доброжелательности, свойственной самому субъекту.

На фазе информирования партнера субъект делает все, чтобы быть интересным партнеру, он непроизвольно «играет», чтобы «интересно выглядеть». Главное – заинтересовать, заинтриговать партнера, а для этого нужно чрезвычайно чутко улавливать его реакции в беседе, следить за его «ролевым веером» и контролировать собственный, чтобы не испортить игру бестактностью, поспешностью, неповоротливостью или излишним напором.

В случае конгруэнции собеседники радостно разделяют суждения друг друга наполовину от души, наполовину из-за желания поддержать приятный контакт. Ценность возникшей связи ценится выше истины, а несогласие повод для дальнейших встреч и разговоров.

На конфронтацию партнеры идут для того, чтобы спровоцировать партнера на более полное раскрытие ролевого веера, даже путем использования в своем репертуаре масок. Это внешне похоже на манипуляцию, но истинность интереса к партнеру меняет дело, поэтому он, чувствуя это готов простить некоторые уколы допускаемые в игре. На этой фазе возможны всевозможные пристройки, которые вызывают только чувство азарта и соперничества. Конфронтация на игровом уровне общения сопоставима со ссорой влюбленных, отлично чувствующих друг друга. (Ф.Шиллер «Письмо об эстетическом воспитании»: «Человек только там играет, где он человек в полной мере, и только там он человек в полной мере, где он играет.»)

В общении на игровом уровне партнеры «играют друг друга», «отражаются друг в друге» подобно отличным актерам, хорошо усвоившим уроки Станиславского.

Фаза взаимоотключения не требует обоюдного исполнения процессуальных ритуалов, партнеры понимают друг друга без слов.

Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма и духовной утонченности.

Деловой уровень.  На фазе направленности на партнера собеседнику заранее обеспечивается возможность пристройки «рядом». Партнер вызывает искренний интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь, или тот, кому необходима помощь в интересах общего дела. Это сразу создает эффект особой близости (совместная работа, сотворчество).

Во второй фазе (взаимоотражение) партнеры весьма зорки и чутки друг к другу, здесь внимание привлекает, прежде всего, степень  умственной и деловой активности,  включенность в общую задачу партнеров по общению. Поэтому в таком контакте люди зачастую перестают думать о том, как они выглядят и какие индивидуальные роли раскрывают перед партнером: это не столь важно, гораздо важнее – дело.