Филогенез общения. Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе). Структурные компоненты общения, страница 12

1.  Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект.

2.  Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Люди познают себя и других через разнообразные виды деятельности, т.к. человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или  других участников общения.

3.  Мотивы (цели) общения – это то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения «опредмечиваются» в качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых  данный индивид вступил с ними во взаимодействие.

4.  Действие общения – это целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Существуют инициативные и ответные акты. Б.Ф. Ломов (К.С. Станиславский – «встречный ток») единицами общения называет циклы, в которых проявляются взаимоотношения позиций, установок, точек зрения каждого из партнеров, переплетаются прямые и обратные связи в потоке циклирующей информации. В этом смысле акт общения это объединенные в нечто целое действия всех участников общения (в отличие от действий каждого участника в отдельности).

5.  Задачи общения – та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи могут совпадать между собой.

6.  Средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

7.  Продукты общения – образования морального и духовного характера, создающиеся в итоге общения (совместный результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, образ самого себя и других, …)

Разновидности общения (Б.Д. Парыгин).

Разновидности общения могут быть проявлением как характера самого общения (типы общения), так и результатом его предметной направленности (виды общения).

Типы общения – это различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников взаимодействия.

Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:

деловое – игровое (различная степень регламентации и заданности);

безлично-ролевое – межличностное (различный характер направленности внимания субъектов взаимодействия);

духовное – утилитарное (различный характер ценностей и мотивов общения);

традиционное (обрядовое) – инновационное (сохранение сложившихся стереотипов или создание новых идей – отношение к новому).

-   

Виды общения по Парыгину характеризуются предметной направленностью: - политическое; религиозное; научное; семейное…     

В качестве дополнительного критерия для выделения видов общения Парыгин выделяет его масштабность: межличностное, групповое, коллективное, массовое…

Критерии классификации разновидностей общения: (И.Н. Горелов…)

1.  По содержанию: производственное, практически-бытовое, межличностно-семейное, научно-теоретическое.

2.  По форме контактирования: прямое (личная беседа), опосредованное (переписка); по вертикали, по горизонтали.

3.  По типу связи: двунаправленное (диалог), однонаправленное (зритель в театре).

4.  По степени взаимосоответствия общающихся: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная.

5.  По результатам: от негативного до позитивного.

Ценности межличностного общения ( по Е. Мелибруда).

Под ценностями межличностного общения Е.Мелибруда понимает такие ценности, которые, будучи сходными у всех членов «общности», могли бы обеспечить известную автономность индивида, входящего в ее состав.