Основные экономические школы и место новой классической экономики и школы реального делового цикла в общей структуре экономической теории, страница 67

Теория эндогенного экономического роста позволяет дать объяснения тому, почему экономические системы могут демонстрировать не постоянную отдачу от расширения масштаба (однородность не первой степени или периодически вообще свойства неоднородности). Она также демонстрирует тот факт, почему более развитые страны могут иметь темпы экономического роста, превышающие темпы роста менее развитых стран, чего не допускают модели с экзогенным технологическим прогрессом, но что часто имеет место в действительности.

12.4 Экономический рост и теория реального делового цикла

Как уже отмечалось в Лекции 2, представители школы реального делового цикла, в отличие от других школ макроэкономики, не разделяют те силы, которые порождают экономический рост и деловой цикл: в обоих случаях - это технологические шоки предложения, имеющие, по преимуществу, постоянный характер, хотя и не только. Примером модели, которая дает совместное описание указанных явлений - экономического роста и делового цикла является модель Хансена-Райта. Приведем ее полное описание:

maxU=max{E(åt=0,…(1/(1+r))t×[lnC(t)+b×lnL(t)])}                     (12.1)

L(t)+N(t)=1                                                                                      (12.2)

z(t+1)=j×z(t)+v(t)                                                                             (12.3)

Y(t)=ez(t)×tK(t)a×N(t)(1-a)                                                                     (12.4)

K(t+1)=(1-d)×K(t)+I(t)                                                                      (12.5)

Y(t)=C(t)+I(t)                                                                                   (12.6)

Здесь целевая функция полезности (12.1) - ожидаемая текущая стоимость потребления C(t), скорректированного на полезность использования свободного времени L(t) за весь последующий (бесконечный) период времени, b - положительный параметр, нормирующий распределение всего времени на рабочее и свободное, r - норма предпочтений во времени. Уравнение (12.2) - есть ограничение на фонд времени, где N(t) - объем затрат труда домохозяйства. Уравнение (12.3) моделирует воздействие шоков предложения на темп технологического прогресса z(t), случайную величину, величина j - коэффициент автокорреляции, 0<j<1, а v(t) - случайная величина, имеющая, нормальное распределение и с постоянной вариацией и положительным средним значением. Y(t) -выпуск, I(t) - инвестиции, K(t) - капитал. Уравнения (12.5) и (12.6) моделируют процесс накопления капитала.

При j=1 и v(t)=0, т.е. в отсутствие шоков предложения, но при постоянном значении z(t), данная модель по своим свойствам аналогична упоминавшейся выше модели Рамсея, (развитой Рамсеем, Кассом и Купмансом), с эндогенной нормой сбережения и с представительным, бесконечно живущим потребителем. Так, она может демонстрировать конвергенцию системы к стационарной траектории при некой постоянной норме сбережений, зависящей от предпочтений потребителя. Введение случайной составляющей приводит к циклическому поведению темпа прироста экономики z(t) (см Рис. 12.1). Очевидно, что в данной модели изменения случайной переменной v(t) порождают как цикл, так и экономический рост. Анализ уравнения (12.3) позволяет сделать вывод о том, что если бы шоки предложения вдруг перестали происходить, т.е. возникла ситуация, что v(t)=0 при условии, что j<1, то через определенный период времени нулевыми бы стали темпы прироста экономики: z(t)=0.




[1] По другому она еще называется "узкая версия рациональных ожиданий" (Redman, D.A. A Reader's Guid to Rational Expectations: A Survey and Comprehensive Bibliography", 1992).

[2] Signal extraction problem

[3] Формализация модели излагается по [Тарасевич и др., 1999]