Основные экономические школы и место новой классической экономики и школы реального делового цикла в общей структуре экономической теории, страница 11

1.  Негативные природные явления, которые ухудшают условия ведения, главным образом, сельского хозяйства, хотя и не только его. Это могут быть колебания погодных условий, землетрясения, наводнения, другие природные катастрофические проявления.

2.  Резкие изменения цен на энергоносители, как, например, в 1973 и 1979 годах.

3.  Войны, политические и социальные потрясения, социальная напряженность в обществе.

4.  Меры регулирования, предпринимаемые государством, типа введения импортных или экспортных квот, политики субсидирования, меняющих поведение фирм в сторону стремления к получению ренты (rent-seeking).

5.  Изменения продуктивности производства, вызванные изменениями качества используемого труда или капитала, менеджмента, технологические новшества.

Хотя все перечисленные виды шоков имеют прямое отношение к действительности, лишь последний их вид носит регулярный характер, хотя и проявляется случайным образом.

2.3.3 Основные предположения и особенности школы реального делового цикла

Основными положениями теории реального делового цикла и, соответственно, моделей делового цикла, основанных на равновесном подходе, можно считать следующие:

1)  Агенты стремятся к максимизации своей выгоды при имеющихся ресурсных ограничениях.

2)  Агенты имеют рациональные ожидания, и, при этом, не имеет место информационная асимметрия. Агенты сталкиваются с проблемой идентификации происхождения сигнала, но соответствующая информация является доступной для всех.

3)  Гибкость цен гарантирует такое функционирование рынков, что равновесие всегда превалирует.

4)  Колебания совокупного выпуска и занятости следуют за сильными изменениями имеющейся технологии производства посредством механизмов распространения первоначальных импульсов.

5)  Колебания занятости отражают добровольные изменения в количествах времени, которые индивидуумы готовы работать.

6)  Монетарная политика не является полезной, поскольку не воздействует на реальные переменные, так что деньги нейтральны.

7)  Разделение исследований на долгосрочный анализ тенденций и роста и краткосрочный анализ колебаний не проводится, поскольку их обуславливают одни и те же силы.

2.3.4 Калибровка макроэкономических моделей и стилизованные факты

Представители данной школы не предпринимают попыток построения моделей, отражающих ее основные представления и, вместе с тем, допускающие тестирование статистическими методами. Вместо этого для оценки объясняющих свойств своих моделей они разработали специальный метод, известный под названием калибровки. Он состоит в следующем:

-  построение классической модели равновесия агрегированной экономики,

-  алгебраическая спецификация уравнений, характеризующих решения производителей и потребителей,

-  имитация процесса воздействия технологических шоков на экономику, используя генератор случайных чисел,

-  результаты имитации затем обрабатываются таким образом, что поведение основных макроэкономических переменных могут сравниваться их динамикой, имеющей место в действительности.

Результаты таких экспериментов достаточно хорошо воспроизводят процесс колебаний и тенденций развития реальной экономики, и укладываются в существующую систему стилизованных фактов. Вместе с тем, объяснение колебаний исключительно реальными шоками предложения не соответствует всей совокупности фактов: статистический анализ действительных данных показывает, что между объемом денежной массы с одной стороны и доходом и занятостью с другой имеет место положительная корреляция, что противоречит тезису о нейтральности денег.

2.3.5 Эндогенность переменной денежного предложения