Основные экономические школы и место новой классической экономики и школы реального делового цикла в общей структуре экономической теории, страница 48

где, pd - тот уровень инфляции, который хотело бы произвести правительство для стимулирования выпуска и снижения уровня безработицы. Этот уровень - есть функция от ожидаемой инфляции pe, причем, чем больше peтем больше pd, но при этом наклон графика h(×) (см. Рис. 9.4) меньше единицы именно потому, что слишком высокая инфляция - это плохо для экономики. Таким образом, действия правительства основаны на ожиданиях агентов, которые, в общем, ему известны, поскольку собственные ожидания правительства также рациональны. Но и агенты, будучи рациональными, знают приоритеты правительства - функцию h(×). В таких условиях фактический уровень инфляции p* устанавливается в точке пересечения графика h(×) и прямой линии, выходящей из начала координат и имеющей наклон 45° (т.е. наклон равный единице). В самом деле, если агенты ожидают нулевую инфляцию, то правительство будет склонно генерировать инфляцию p1d = h(0), но тогда уже рациональные агенты должны ожидать инфляцию p2e=p1d. И так далее, до тех пор, пока pd =pe=p*, где p* - устойчивый уровень инфляции. Он тем выше, чем круче и выше расположен график функции h(×), т.е. чем выше правительство ценит занятость и уровни производства по сравнению с обузданием инфляции и чем более терпимо оно относится к инфляции.


Эта же проблема известна как проблема несостоятельности политики во времени. Несостоятельность во времени - есть различие между оптимальностью, определяемой заранее (ex ante) и оптимальностью, определяемой по факту (ex post). Поведение агентов частного сектора в этом случае описываются линией Филлипса:

ut=u*+y×(pet-pt)

где ut - текущий уровень безработицы, u* - естественная норма безработицы, pet, pt- ожидаемый и текущий уровни инфляции. Данное уравнение утверждает, что увеличить занятость (снизить безработицу) можно лишь генерировав неожиданную инфляцию в размере pt-pet. С другой стороны, предпочтения правительства в смысле выбора между безработицей и инфляцией описываются макроэкономической функцией полезности:

S=S(pt, ut), dS/dpt <0, dS/dut <0

Известно, что в долгосрочной перспективе норма безработицы установится на естественном уровне u* (на Рис. 9.5 естественному уровню безработицы соответствует точки на оси ординат). Однако, каков будет уровень инфляции? Кривые безразличия, соответствующие функции S(pt, ut) можно проранжировать следующим образом: S1>S2>S3, поскольку и уровень безработицы и инфляция характеризуются как антиблага, рост которых снижает общий уровень полезности правительства. С позиции общего благосостояния оптимальной точкой является точка O, в которой нет инфляции, а безработица находится на естественном уровне. Однако, правительство при этом будет склонно генерировать неожиданную инфляцию чтобы дополнительно снизить уровень безработицы; тогда экономика оказывается в точкеA, где соответствующая линия Филлипса касается кривой безразличия S1. Когда частный сектор распознает, что причиной роста цен явилось увеличение денежной массы, то он снижает выпуск и экономика возвращается к естественному уровню занятости и выпуска, но при ненулевой инфляции, т.е. в точку C. Здесь линия Филлипса, соответствующая данному уровню инфляции касается другой кривой безразличияS3. Точка C есть равновесие состоятельное во времени. Соответствующий уровень инфляции как раз соответствует pd=pe=p* - устойчивому уровню инфляции из предыдущей схемы (Рис. 9.4).

Описанный метод управления денежной массой и ведение монетарной политики называется управлением по усмотрению. Он становится реальностью тогда, когда правительство не пользуется достаточным доверием общества, или как еще говорят экономисты, когда правительство не способно дать надежное обещание придерживаться какой-либо другой политики. Здесь дело в том, что ожидания людей очень плохо поддаются управлению, а во многом зависят от репутации данного правительства. Когда репутация его не высока, тогда заявления политиков о том, например, что они будут придерживаться неинфляционной политики и твердо намерены ее снизить, вряд ли сильно повлияют на инфляционные ожидания экономических агентов. Вместе с тем, хорошо известно, насколько сильно инфляционные ожидания воздействую на действительную инфляцию.