Основные экономические школы и место новой классической экономики и школы реального делового цикла в общей структуре экономической теории, страница 13

·  Краткая характеристика основных экономических школ: ортодоксальное кейнсианство, ортодоксальный монетаризм, новая классическая школа, школа реального делового цикла, неокейнсианство, австрийская школа, посткейнсианство.

·  Основные сферы согласия или несогласия между  школами в экономике: главный источник нестабильности, тип экономических ожиданий, приспособление цен, приспособление рынков, отношение к равновесию Вальраса, основной временной горизонт, основной механизм целеполагания, роль политики доходов.

·  Система  взглядов на экономическую политику. Неэффективность экономической политики правительства в условиях рациональных ожиданий.

·  Издержки, связанные с дезинфляцией: проблема доверия экономическим органам управления.

·  Проблема доверия и несостоятельность политики монетарного регулирования во времени: частный сектор и банковская система как рациональные игроки.

·  Объяснение экономических циклов с позиции теории равновесия: рецессия есть паретто-эффективная реакция на шоки предложения.


Лекция 3.

Тема 3. Простая модель выбора объема трудовых усилий: генезис рынка труда и рынка благ

В данной лекции будут обсуждаться основные черты экономического поведения людей, важные для понимания макроэкономических процессов. Мы рассмотрим, каким образом принимаются решения о том, сколько данный индивидуум будет работать при сложившихся и ожидаемых экономических условиях. Подходы к решению указанной проблемы, безусловно, являются ключевыми и лежат в основе всего "здания макроэкономики". Как мы увидим позже, понимание данных вопросов позволит нам далее понять, каким образом формируются функции совокупного спроса и предложения, спроса на труд и предложение труда и как они реагируют на изменение внешних (экзогенных) экономических условий.

На протяжении всего курса лекций мы будем исходить из принципа рациональности экономического поведения, т.е. считать, что индивидуумы, поведение которых анализируется, руководствуются собственной выгодой и принимают решения таким образом, чтобы обеспечить получение ее максимума. Также, считаем, что принимаемые решения основаны не только на оценке текущей ситуации, но и будущей, как ее понимают агенты экономики. В начальных разделах курса мы вменяем всем рассматриваемым субъектам совершенные ожидания, т.е. способность делать совершенно точные предсказания[5].

В фокусе нашей дискуссии находится представительное, т.е. типичное, домашнее хозяйство, обладающее собственным производственным потенциалом, позволяющим ему вести собственное производство. Также считаем, что

-  нет возможности делать запасы продукции и, соответственно, в данном периоде использовать запасы предыдущих периодов,

-  нет возможности ни привлекать продукцию со стороны, ни отдавать ее другим потребителям.

Таким образом, рассматривается полностью натуральное хозяйство, или, иначе, говоря, "экономика Робинзона Крузо".

3.1 Производственные возможности

Будем считать, что производственные возможности рассматриваемого агента экономики описываются его производственной функцией:

y=f(l)                                                               (3.1),

где y - выпуск продукта, l - единственный рассматриваемый производственный фактор - труд. Будем также считать, что данная функция монотонна, дважды дифференцируема и обладает свойством убывающей отдачи от расширения масштаба, т.е. выполняются условия:

df/dl>0, d2f/(dl)2£0                                         (3.2).