Основные экономические школы и место новой классической экономики и школы реального делового цикла в общей структуре экономической теории, страница 51

1)  во-первых, люди будут стремиться продать свои неденежные активы Bt, цена на которые начнет падать, что увеличивает ставку процента,

2)  во-вторых, агенты сократят свой спрос на потребительские товары и свободное время, увеличивая предложение труда.

Очевидно, что оба указанных процесса ведут к возрастанию Yst и уменьшению Cdt+Idt; следовательно, предложение благ оказывается больше спроса. В данной ситуации не может быть выполнено первое уравнение, которое уже не может определять ни уровня производства, ни ставки процента.

Если в экономической системе все сделки добровольны и осуществляются лишь потому, что они взаимовыгодны, то в случае дисбаланса на рынке выпуск и объем продаж определяется как минимальное значение из объемов предложения и спроса:

min{Ys,Yd}.

 В данном случае имеет место Ys>Yd, а, следовательно, Yt=Ydt - выпуск определяется (лимитируется) спросом. При таких условиях покупатель без труда покупает, то и столько, что и сколько ему нужно, а продавец продает свои товары с трудом ввиду сильной конкуренции продавцов. Такую ситуацию допустимо формально представить в виде своего рода процедуры рационирования, которому подвержен типичный производитель. Если рассмотреть производственную функцию типичного производителя, то она выглядит следующим образом:

yt= f(kt-1,lt,Gt).

Для определения выпуска фирмы необходимо добавить yt £ y1t, где y1t ограничение на выпуск, возникающее в результате рационирования. Поскольку желаемые объемы выпуска превосходят y1t, то можно считать, что yt=y1t. При данных kt-1, y1t, Gt использование труда определяется однозначным образом:

lt = l(y1t, kt-1, Gt).

(+)  (-)    (-)

Это и есть функция спроса на труд со стороны типичного производителя. Этот спрос тем больше, чем выше фактический, (или допускаемый рынком) выпуск, но тем меньше, чем больший объем капитала уже имеется у фирмы, и чем больше усилия государства в области регулирования предложения общественных благ, поскольку y1t<y*t, то lt<l*t - фактическое использование труда меньше его желаемого объема. Поскольку использование труда слишком мало, то предельный продукт труда MPLt превосходит ценность дополнительной единицы свободного времени, следовательно, можно записать:

MPLt > - (ut/ct)/(ut/lt)

Производители хотели бы работать больше, но ограничения на продажи, вызванные завышенными ценами, не позволяют этого. От этого проигрывают всё общество в целом, а, следовательно, рынок работает не эффективно.

10.2 Функция потребления в модели Кейнса и мультипликатор

Фактически мы приходим также к кейнсианской функции потребления. Увеличение продаж привело бы к увеличению дохода. Это вызвало бы рост спроса на потребительские товары, следовательно, в данном случае спрос на блага зависит от дохода:

Cdt = Cd(Yt,rt,...)

Важным объяснением данного факта, резко отличающего кейнсианскую функцию потребления от неоклассической, является ограничение ликвидности: при низких доходах агентам трудно получить кредит по ставке rt, следовательно, если доходов не хватает, а займов сделать нельзя, то приходится ограничить потребление.

Поскольку выпуск определяется спросом, а предложение не представляет эффективного ограничения, то вместо уравнения уравновешивания товарного рынка можно записать:

Yt = Cd(Yt, rt,...) +Id(rt,...) +Gt.

В простейшем случае, когда изменение rt не рассматривается, мы приходим к диаграмме, которая называется "кейнсианский крест" и показывает зависимость спроса Yd, называемого эффективным спросом, от выпуска Y. Линия эффективного спроса определяется свойствами функции потребления. В частности, ее наклон определяется величиной предельной склонности потребления C/Y, которая показывает, на сколько единиц возрастает потребление при увеличении дохода на единицу. В линейном случае, как на графике Рис. 10.1, это коэффициент при Yt. Линия с наклоном в 45 градусов показывает такие точки, при которых выпуск равен спросу: Yt=Ydt. При данных значениях rt, Gt, It (которые не зависят от Yt) выпуск Yt определяется пересечением линии агрегированного спроса и оси 45 градусов.