Сущность и цели маркетинга. Информационное обеспечение маркетинга. Товарная политика. Выбор рынков. Распределительная политика. Политика продвижения. Коммуникационная политика, страница 2

Задача управления заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогло организации в достижении поставленных целей, т.е. это управление спросом.

В зависимости от соотношения спроса и предложения рассматривают:

1.  – отрицательный;

падающий;

отсутствующий спрос.

Задача маркетинга: проанализировать причины негативного отношения потребителя к товару и разработать программу маркетинга для увязки интересов потребителей и предлагаемых товаров, цен ни них, в том случае, если товар не устарел.

2.  Скрытый спрос

Задача маркетинга: проанализировать рынок с целью оценки величины потенциального сегмента (потребителя), желающего получить товар или услугу, отсутствующие на рынке и создать эффективные товары и услуги, удовлетворяющие эти потребности.

3.  Полноценный спрос.

Задача маркетинга: поддерживать существующий спрос за счет товарно-ценовой, распределительной и сбытовой политики.

4.  Нерегулярный спрос.

Задача маркетинга: сгладить колебания спроса во времени с помощью гибких цен, стимулирования потребителей и продавцов, расширения ассортимента.

5.  Чрезмерный спрос.

Задача маркетинга: расширить производство, увеличивая объем товаров, либо применить демаркетинг.

1.2 Концепции управления маркетингом

Управление маркетингом осуществляется на основании 5-ти основных подходов предпринимательской деятельности организации:

1.  Концепция совершенствования производства (производственная ориентация).

Сосредоточение усилий на производстве максимального объема товаров с учетом получения экономии на масштабах производства, а значит снижения затрат, себестоимости и возможности использования ценовой политики – доступность товара для разных категорий потребителей.

Применима в условиях дефицита товаров и если есть возможности снижения себестоимости.

2.  Концепция совершенствования товара (товарная ориентация).

Ориентация на «лучший» товар, имеющий лучшие эксплуатационные свойства и технические характеристики, высокое качество. Цена здесь не главное.

Применима в случае незанятой рыночной ниши по качеству, либо широкого ассортимента данной категории товара. Но при этом «теряются» малообеспеченные потребители, т.е. часть рынка.

3.  Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая).

Ориентация на сбыт. Усилия организации сконцентрированы на стимулирование сбыта товара и продвижение, используются элементы рекламных мероприятий, персональных продаж, стимулирования сбыта и формирования спроса (выставки, ярмарки, раздачи) и связи с общественностью.

Применима в условиях реализации товаров пассивного спроса с использованием элементов «навязывания» товара – выявляются элементы «жесткой» продажи товара.

Не применима, если фирма планирует долгосрочные взаимовыгодные отношения с потребителем, т.е. повторные продажи.

4.  Концепция маркетинга (потребительская ориентация).

Ориентация на рынок, нужды и потребности потребителей, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание удовлетворенности потребителей в качестве основы для достижения целей организации: «производите то, что можете продать вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести».

5.  Концепция социально – этичного маркетинга.

Утверждает, что задача организации – установление нужд и потребностей потребителей, удовлетворения их с одновременным сохранением благополучия потребителя и общества в целом. Порождена необходимостью учета ухудшения окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, безразличием к здоровью потребителей и др.

Действует с учетом долговременного блага потребителей и общества в целом.

Она претворяется в жизнь путем разработки комплекса маркетинга, состоящего из комбинации основных инструментов маркетинга («4-р»: товар, цена, продвижение, распределение), ориентированного на потребности потребителей, используемых в организации для достижения конкретных целей.

Цели системы маркетинга:

1.  Достижение максимально высокого потребления. Это убеждение в том, что чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. Но не всегда масса материальных благ удовлетворяет потребителя.