Сущность и цели маркетинга. Информационное обеспечение маркетинга. Товарная политика. Выбор рынков. Распределительная политика. Политика продвижения. Коммуникационная политика, страница 20

Методика сравнительной оценки качественных и стоимостных параметров конкурентоспособности продукта.

Показатель конкурентоспособности «К» :

К = Iт.п./ Iэ.п. ,                                                                                 (1)

где  Iт.п. – индекс технических параметров,

        Iэ.п. – индекс экономических параметров.

Расчет индекса технических параметров:

                                                                 n

Iт.п. = Σ * Di * qi  ,                                                                              (2)

                                                      i=1

где Di – коэффициент значимости параметра,

       qi – относительный технический параметр.

qi = Роцен. / Рбазов. ,                                                                          (3)

где Роцен. – значение параметров оцениваемого продукта,

      Рбазов. – значение параметров базового продукта.

                                                                 n

Iт.п. = Σ * Di * Роцен. / Рбазов  ,                                                                (4)

                                                      i=1

Расчет индекса экономических показателей:

Iэ.п. = Sпотреб. оцен. /  Sпотреб. базов. ,                                                        (5)

где  Sпотреб. – цена потребления

Sпотреб. = Sпрод. + Мсум. расх.,                                                                (6)

      где Sпрод. – цена продажи,

           Мсум. расх. – суммарные расходы потребителя за весь срок службы продукта.

Iэ.п. = Sпотреб. оцен. + Мсум. расх. оцен. /  Sпотреб. базов. + Мсум. расх. базов.              (7)

Пример: Фирме предложили 4 сорта хлеба: «Дарницкий», «Рижский», «Пшеничный», «Аскания».

Показатели

Исследуемая марка хлеба в баллах

«Дарницкий»

«Рижский»

«Пшеничный»

«Аскания»

1. Вкус и аромат

4

5

3

4

2. Пористость

3

5

4

3

3. Цвет корки

4

5

5

3

4. Форма изделия

3

5

4

4

  Найти: единичные и групповые показатели конкурентоспособности по потребительским свойствам, если коэффициенты весомости для этих показателей составляют:

вкус и аромат – 0,4;    пористость – 0,3;    цвет корки – 0,1;    форма изделия – 0,2.

Определить: уровень конкурентоспособности хлеба по отношению к сорту «Дарницкий».

Д = 1,6+0,9+0,4+0,6 = 3,5

Р = 2+1,5+0,5+1,0 = 5

П = 1,2+1,2+0,5+0,4 = 3,7

А = 1,6+0,9+0,3+0,8 = 3,6

  1. Кд = 1
  2. Кр = 5/3,5 = 1,4
  3. Кп = 3,7/3,5 = 1,1
  4. Ка = 3,6/3,5 = 1,03

Вывод: Лучшей конкурентоспособностью из всех обладает хлеб «Рижский». «Аскания» и «Дарницкий» можно практически приравнять, поэтому они будут конкурировать между собой.

5.5 Распределительная политика предприятия.

Распределительная  политика - это комплекс  решений принимаемых относительно способа связи между производством и потребителем. Выбор каналов и форм сбыта, метода торговли, хранения, транспортировки, документооборота, обеспечение доступности товаров для целевой группы покупателей.

Схема

Производитель                           Распределение                                     Потребитель

                 Купля-продажа                                 Физическое перемещение

1.  Купля-продажа - определяет право собственности на товар, который меняется в зависимости от структуры системы распределения:

 А) собственность на товар переходит от изготовителя к потребителю, либо через посредников не принимающих право собственности  на товар.

Б) собственность на товар переходит от изготовителя к посредникам, а затем к конечному потребителю.

Независимо от кого по какому каналу движется товар, для реализации используется служба сбыта.

  -внутренние: собственные сбытовые органы, торговые агенты, работники сбыта.

  -внешняя служба: торговые агенты находятся  в штате и работающие по договорам  в не фирмы, торговые филиалы, автоматы, почтовая рассылка и др.