Сущность и цели маркетинга. Информационное обеспечение маркетинга. Товарная политика. Выбор рынков. Распределительная политика. Политика продвижения. Коммуникационная политика, страница 19

3)  определить стратегии достижения конкурентного преимущества;

4)  как ответить на реакцию конкурентов.

Пути получения конкурентного преимущества:

1.  Товарное лидерство - обеспечение стратегией развитие товара, нововведение инновации ассортимента и сервисное обслуживание.

2.  Ценовое лидерство - снижение затрат на производство, маркетинг, транспорт.

Условия: зрелый рынок, лидерство в нише за счет ценового и неценового условия, отсутствие внимания сильных конкурентов, малый бизнес или нововведенный.

Возможности достижения конкурентного преимущества

1.  Анализ привлекательности: рынка низкая конкуренция, наличие товаров аналогов, мало препятствий для проникновения, наличие покупательной способности потребителей.

2.  Анализ сильных и слабых сторон конкурентов: стратегия и тактика, собственные возможности и недостатки (SWOT анализ).

3.  Стратегия достижения конкурентного преимущества. Тип выбираемой стратегии зависит от позиции, которую занимает фирма на рынке.

         Позиция                    

 Наступательная стратегия

Пассивная стратегия

1.Лидеры  рынка

Захват  рынка

Защита рынка

Удержание

Блокировка рынка

Перехват- это реакция на поведение с целью снижения эффективности

2.Следующим   за лидером

Прорыв использование со слабой стороны конкурента.

Накопление преимуществ для обхода.   

Следование по курсу: минимизация  риска при ответных действиях конкурента.

3.Избигание прямой конкуренции.

1)сосредоточение сил на выгодных участках, выбор сегментов рынков не привлекающих внимание сильных  конкурентов.

2)Обход-выпуск товаров или услуг, не соперничающих с конкурентами,  использующих непривлекательные каналы сбыта.      

 Сохранение позиций - поддержание постоянства рыночной деятельности.

4.  Следования за конкурентами.

1) Умение концентрировать ресурсы для эффективных действий.

2) Использование любых возможностей,  для овладения инициативой.

3) Способность мотивировать имеющимися ресурсами для достижения целей.

4) Гибкое планирование, учитывающее изменение рыночной среды и действие конкурентов.

5) Завоевание внимания потребителей с помощью (4Р) и товарной политики.

5.4 Конкурентоспособность товара и услуги.

Конкуренцию можно определить как соперничество между определенными лицами, фирмами, предприятиями на каком-либо поле деятельности.

Предметомконкуренции является продукт по средствам, которых соперники стремятся завоевать потребителей и его деньги.

Объектэто потребитель и покупатель за расположение, которого борются на рынке противоположные стороны.

Конкурентоспособностьэто относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на его удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукта.

1. Изучение рынка

2. Изучение конкурента

3. Изучение потребностей покупателей

4. Изучение параметров оценки

- специализация рынка и его географическое положение

- мы рассматриваем ёмкость и возможную долю предприятия на нём

- товарные и фирменные структуры на нем

- острота конкуренции

- влияние НТ развития на производство и формирование потребности

- основные конкуренты, владеющие большей долей рынка

- торговые марки (знаки) товаров-конкурентов

- формы и методы сбытовой деятельности

- ФОССТИС

- данные о прибылях и убытках конкурентов

- возможные покупатели с учетом сегментации рынка.

- типичное направление и способы использования товара покупателем

-побудительные мотивы

- факторы формирования покупательских предпочтений

- неудовлетворенные потребности товара данного вида

- традиционный способ совершения покупки и совокупный спрос на сервисное обслуживание.

- новизна и конкурентоспособность по сравнению с товарами конкурентов

- соответствие требованиям местного законодательства

- соответствие внутренним и международным стандартам

- способность товара удовлетворять текущие и перспективные потребности покупателя

- необходимость модификации товара в соответствии с выявленными требованиями покупателей и новыми нормативными актами.