Расчёт деформируемых стержневых систем методом перемещений: Методические указания к индивидуальному расчётному заданию по курсу «Строительная механика», страница 7

         Следует иметь в виду, что если в шарнирной системе имеются статически неопределимые части, то определение nD по формуле ( 1.6 ) может давать ошибку. Например, для рамы с расчётной схемой по рис. 1.10, а  получается шарнирная система, показанная на рис. 1.10, б.  Для нее WШС = 2УС С0 = 8 –

– 10 = 0,  откуда nD = 0.

                               а)                                             б)

 


Рис. 1.10

         Но легко увидеть, что у шар-

нирной системы в действительно- 

b

 
сти  имеется одна степень свобо-

ды  ( рис. 1.11 ),  то есть  на самом  

d

 

c

 

a

 
деле   nD = 1,  а  не  0.    Причиной   

ошибки является  наличие  одной    

Рис. 1.11

 
лишней связи в треугольной части  

abcd.  По этой же  причине невер-

ный результат  даст и формула ( 1.5 ),  которая  арифметически     и  по смыслу идентична формуле ( 1.6 ).

11

 
         Такого рода ошибки не возникают, если степень линейной подвижности расчётных узлов nD определяется по числу nд.с. дополнительных линейных связей, вводимых в узлы ШС ( стр. 11 ), так как этот способ основан на структурном анализе шарнирной системы, в отличие от формулы ( 1.6 ), относящейся  к  количественному анализу. Недостатком «структурного» способа  является то, что он плохо формализуется.

         Используем изложенные выше сведения для оценки степени кинематической неопределимости nk = nq + nD плоских систем. Рама, изображённая на рис. 1.7, имеет 4 жёстких расчётных узла (А, В, С и Н), тогда nq = nж.у. = 4. Степень линейной подвижности узлов nD уже определена в двух вариантах – для расчёта    с  учётом  всех  видов  деформаций  элементов ( в этом случае nD =   = 10 )  и без учёта продольных деформаций стержней ( по гипотезе ( 1.4 ) )  –  nD = 2. Степень кинематической неопределимости nk в первом варианте получается равной 14,  во втором 6. 

c

 

c

 
         Рама с расчётной схемой по рис. 1.12, а  имеет продольно деформируемый элемент ( затяжку ) и упругие связи – линейную в опорном узле а и угловые – в верхнем узле с и опорных защемлениях f и g .

 


                                  а)                                                   б)

 


Рис. 1.12

         Число расчётных жёстких узлов рамы nж.у. = 7 ( конструктивно жёсткие узлы e, b, d  и  условно жёсткие узлы f, c, g            с угловыми упругими связями, причем в с – два ), тогда степень угловой подвижности узлов nq = nж.у. = 7. Шарнирная система, по-лученная введением цилиндрических шарниров во все жёсткие узлы  и  продольного поступательного шарнира в затяжку ( стержень,  для которого нужно учитывать продольную деформацию),  а  также  удалением  всех  упругих  связей,  представлена  на      рис. 1.12, б. Она имеет 7 узлов a, e, b, c, d, g, f  ( У = 7 ),  6 стержней ( bd  не учитывается )  и  4 опорных связи, т.е.  С = 6,  С0 = 4. 

db

 

b

 

c

 
         Характеристика WШС =– 6 – 4 = 4, следовательно, степень линейной подвижности

f

 
узлов nD = WШС = 4. Такое же

a

 
значение nD получается, если

e

 
его определять как число ли-