Расчёт деформируемых стержневых систем методом перемещений: Методические указания к индивидуальному расчётному заданию по курсу «Строительная механика», страница 2


Рис. 1.1

_____________________________________________________________

*) Используется также термин «лишние неизвестные», но его следует

    признать неудачным,  особенно в отношении метода перемещений.  

         Метод перемещений отличается следующими существенными достоинствами:

         1) результаты расчёта деформируемой системы методом перемещений более информативны, чем при использовании других классических методов, поскольку удаётся найти не только силовые факторы в рассчитываемой системе, но и её характерные перемещения (метод сил не позволяет определить их вообще, а смешанный метод даёт лишь часть из них);

         2) процесс расчёта методом перемещений в значительной мере формализован  за  счёт  использования стандартных проце- дур и типовых данных, что делает его хорошо алгоритмизируемым  и удобным для реализации в компьютерных программах.

         Это стало главной причиной того, что в настоящее время наиболее распространённым в практике расчётов инженерных конструкций и сооружений стал метод конечных элементов ( МКЭ ), который по своей сути представляет собой развитие классического метода перемещений применительно к системам более общего вида, чем стержневые. В МКЭ, реализующем решение в перемещениях, «синергетически» объединены  методология  строительной  механики  дискретных  ( исторически – стержневых )  систем  и  методы  механики деформируемых твердых тел ( теории упругости, пластичности, ползучести ).

         Как и во всех классических методах, в методе перемещений принципиальное значение имеют понятия основных неизвестных,  степени неопределимости  ( в случае МП – кинематической ) и основной системы.    

9

 
       За  основные  неизвестные  в  методе  перемещений принимаются независимые компоненты линейных и угловых перемещений расчётных узлов системы.

10

 
1.1.2. Расчётные узлы, правила их назначения

         Расчётными узлами  являются:

         1) места соединения двух и более элементов или точки перелома оси ломаного стержня ( рис. 1.2, а г );

         2) точки изменения значения или типа жёсткости сечения стержня ( рис. 1.2, д, е );

         3) опорные узлы с неизвестными компонентами перемещений ( рис. 1.2, ж и );

         4) дополнительно – любые точки системы ( рис. 1.2, к ).

сq

 
        а)              б)              в)               г)                              д)

 


                                                                                              е)

        ж)                    з)                    и)

u

 

q

 
 


сq

 

v

 

сD

 
                                                                                              к)

                                                                                            

 


q

 
          л)

Рис. 1.2