Стратегия инновационного развития предприятия. Методические указания по выполнению лабораторных работ., страница 16

Обычно для рынка характерны три-четыре ЗВФ, а из них один -два имеют наибольший вес, и задачей анализа является их выделение и разработка производственной стратегии, как в соответствии с выявленными КВЗ обеспечить выпуск изделий лучше, чем это может быть выполнено конкурентами.

КВЗ «ЦЕНА»

На многих рынках особенно в фазах роста, зрелости и насыщения жизненного цикла изделия важным критерием выигрыша заказа является «цена». Тщательное рассмотрение основных составляющих затрат позволяет лучше определить области возможного снижения затрат. В целом ряде случаев прямая зарплата составляет лишь небольшую часть затрат на производство; в то время как затраты на материалы и покупные комплектующие изделия, накладные расходы являются наиболее существенной составляющей затрат. Именно они нуждаются в детальном анализе.

Хотя «цена» является распространенным КВЗ на большинстве рынков, однако, компании не всегда осознают, что в целом ряде случаев «цена» может и не выступать в роли ЗВФ. На тех рынках, где «цена» выступает в качестве ЗВФ, чистая прибыль обычно бывает достаточно низкой. Для этих заказов компания должна обеспечить низкие затраты на их выполнение. На рынках, где цена не является  ЗВФ, расчет идет на высокую чистую прибыль. Для подобной продукции заказчики будут сравнивать цены конкурентов, ища не наименьшую цену, а, проверяя, находится ли предлагаемая цена в приемлемом диапазоне. Поэтому необходимо осознавать ключевое различие между поддержанием цены конкурентной (КФТ) и    конкуренцией по цене (ЗВФ). На рынках, где цена является КФТ, компания не имеет возможности диктовать цены; она должна определить их приемлемый диапазон и предлагать заказчикам продукцию по ценам, находящимся внутри этого диапазона. Результатом чрезмерных «аппетитов» компаний, удерживающим максимально приемлемые цены, будет нарастающий переход заказчиков к другим поставщикам, предлагающим более низкие цены, даже, если весовые коэффициенты остальных ЗВФ  несколько выше, чем у конкурентов. Таким образом для этих компаний «цена» из КФТ превратится в критерий, чувствительный к потере заказа – Кп . Оценочный прием, описанный здесь, не относится исключительно только к критерию «цена». КФТ, как правило, являются допуском для участия в тендере; по ЗВФ заказчики ищут наилучшие предложения.

При выполнении заказов с ЗВФ «цена» встает задача снижения затрат на производство с целью повышения чистой прибыли и рентабельности. Аналогичная задача встает перед компаниями, решившими существенно снизить цену на предлагаемую продукцию, т.е. обозначить КВЗ «цена» как ЗВФ. Для решения поставленной задачи необходимо  изменить соответствующие элементы стратегии производства. Компаниям, решившимся на изменение роли «цены»,  следует произвести оценку времени цикла изготовления изделия, возможностей снижения затрат и необходимых для этого инвестиций. Попытка реализации стратегического решения снизить цену без рассмотрения этих факторов, без сомнения, приведет компанию не к самым лучшим результатам.

Для обеспечения снижения затрат на производство продукции компания должна не только повышать производительность на всех уровнях, но и    концентрировать усилия на снижении важнейших составляющих затрат. Несмотря на то, что накладные расходы и затраты на материалы и покупные комплектующие изделия вместе составляют до 85-90 процентов всех затрат, им, как правило, не уделяется достаточного внимания. Традиционный акцент на контроль и снижение трудоемкости изготовления по-прежнему оттягивает большинство ресурсов, выделяемых на решение этой задачи.

Существует множество источников снижения затрат, в том числе исключение потерь. Источники потерь включают:

-  выполнение необходимых задач с ошибками (источник, связанный с качеством, согласно оценке составляют 20-30% затрат).