Стратегия инновационного развития предприятия. Методические указания по выполнению лабораторных работ., страница 13

Рынки сбыта делятся по объему продаж, по масштабу и типу продаваемой продукции. По объему продаж выделяют розничный и оптовый рынок. По типу продаваемой продукции рынки бывают, например, товарными, сырьевыми и т.д. По масштабам выделяют национальные, мировые и региональные рынки. Рынки сбыта компании обязательно чем-то отличаются друг от друга, даже если это рынки одной и той же продукции.

Для исследования рынка сбыта его целесообразно дифференцировать в зависимости от требований к продукции различных групп потребителей. Процесс дифференцирования в маркетинге называют сегментированием.

Сегментация рынка - разделение рынка сбыта компании на отдельные сегменты, различающиеся потенциальными возможностями.

Сегмент рынка – часть рынка, группы потенциальных потребителей продукции компании, обладающих определенными сходными признаками и существенно отличающихся от всех других групп.

Выбранный на основе сегментирования наиболее важный и перспективный сегмент рынка называется целевым рынком.

Среду любой компании можно определить как совокупность трех сфер – внутренней среды, рабочей среды, общей среды      (рис. 5).

Внутренняя среда компании включает следующие основные элементы:

-  менеджмент;

-  маркетинг;

-  НИОКР;

-  производство;

-  финансы;

-  управление персоналом;

-  качество;

-  развитие.

Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности компании, ее внутренних возможностях.

Два других пространства составляют внешнюю среду компании.

Рабочая среда компании – это среда непосредственных контактов, включающая тех участников рынка, с которыми у компании есть прямые отношения или которые оказывают на нее прямое воздействие. В качестве элементов рабочей среды выделяются:

-  поставщики ресурсов;

-  заказчики;

-  посредники;

-  конкуренты.

Рабочую среду иначе называют микросредой компании. Элементы микросреды, воздействуя на компанию, одновременно испытывают встречное влияние с ее стороны.

Общая среда компании состоит из элементов, которые не связаны с компанией напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. Общую среду иначе называют макросредой компании.

В отличие от элементов микросреды воздействие на компанию факторов макроcреды носит практически односторонний характер и компании, не имеющей возможности воздействовать на макрофакторы, остается лишь активно приспосабливаться к ним.

Выделяют следующие основные элементы макросреды:

-  природные;

-  экономические;

-  технологические;

-  политические;

-  социальные.

Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.

Одним из наиболее распространенных и признанных методов анализа стратегий маркетинга является матрица SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы).

При проведении SWOT-анализа составляется матрица, в которой:

-  выявляются и оцениваются собственные сильные и слабые стороны (вскрываются причины эффективности (неэффективности) работы) на конкретном рынке компании.

-  анализируются возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде (анализируется соотношение достоинств и              недостатков компании и конкурентов на конкретном рынке, определяется степень восприимчивости к внешним факторам).