Учет и анализ финансовых взаимоотношений субъекта хозяйствования с бюджетом по налогам и неналоговым платежам (на материалах кооперативного производственно-торгового предприятия "Марыля"), страница 4

            Уплата налогоплательщика налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налогов возможен в случае его переплаты.

Поступления из бюджета сводятся лишь к целевому финансированию и поступлению разницы в ценах при расчетах за продукцию, на закупку которой выделяются дотации.

При планировании и формировании бюджета на предстоящий год высший законодательный орган власти разрабатывает методику расчета налогов, устанавливает ставки налогов, определяет источники уплаты, льготы и санкции.

Законом, методическими указаниями, инструкциями предусмотрены сроки уплаты налогов в бюджет, порядок предоставления отчетности налоговой инспекции и соответствующим фондам, нарушение которых влечет наложение серьезных финансовых  санкций(2).

При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе расчетов с бюджетом. Складываются новые отношения между государством и предприятием по поводу организации и формы регулирования расчетов предприятия с бюджетом. Новые системы организации расчетов с бюджетом должны обеспечить предприятию материальные стимулы(15).

Актуальность выбранной темы исследования объясняется зависимостью финансовой устойчивости предприятий и организаций от налоговой нагрузки на них налогов и налоговых сборов, и заключается в анализе деятельности исследуемого предприятия (КПТП “Марыля”) на основе данных бухгалтерского учета.

Целью настоящей работы является изложение на примере кооперативного производственно-торгового предприятия "Марыля" анализа расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым платежам, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к  данной проблеме, и изучение законодательного регулирования расчетов с бюджетом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

-  рассмотреть основные понятия и проблемы расчетов субъектов хозяйствования с бюджетом и факторов их изменения;

-  произвести, на данных анализа, прогнозирование финансовой стабильности расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым платежам на исследуемом предприятии;

-  рассмотреть начисление налогов и налоговых сборов, а также порядок их удержания и отчислений с налоговой базы;

-  сопоставить соответствия между средствами и источниками расчетов с бюджетом, рациональности их размещения и эффективности использования.

Предметом исследования является учет и анализ финансовых взаимоотношений субъектов хозяйствования  с бюджетом по налогом и налоговым сборам и пути их  оптимизации на примере КПТП  "Марыля".

Основы существующей налоговой системы Республики Беларусь были заложены в 1992 г.. На протяжении всего времени ее существования велась работа по совершенствованию Налогового законодательства в части сокращения количества налогов и сборов, упрощения методики их исчисления и снижения ставок.. Однако говорить о том, что действующая налоговая система достигла  своего совершенства, преждевременно.

На сегодняшний день трудно сказать, как будут развиваться налоговая система и экономика Республики Беларусь в целом. Все будет зависеть от того, будут ли найдены другие доходные источники бюджета и насколько рационально будет осуществляться расходование бюджетных средств. Но хочется надеяться, что в ближайшем будущем осуществиться  реформа налоговой системы Республики Беларусь, результатом которой станет снижение налоговой нагрузки, рост конкурентоспособности отечественных товаров, подъем жизненного уровня населения, оживление деловой активности и создание условий повышения экономической и социальной стабильности в обществе (12).

1.  Теоретические основы анализа взаимоотношений предприятия с бюджетом по налоговыми неналоговым платежам.

1.1.  Экономическая сущность, виды и методика расчета налогов и неналоговых платежей в бюджет.