Учет и анализ финансовых взаимоотношений субъекта хозяйствования с бюджетом по налогам и неналоговым платежам (на материалах кооперативного производственно-торгового предприятия "Марыля"), страница 18

              Методика расчёта налогов и платежей, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), определяется тем, какую роль отводит государство каждому конкретному виду налогов. Если основное назначение налога- это аккумуляция финансовых ресурсов в централизованные фонды, то методика его расчётов проста: сумма налога определяется как произведение налоговой ставки и налоговой базы.

                                                        Н = НБ х С

где            Н- сумма налога

                  НБ – налоговая база

                  С – ставка налога (%)

             Если же государство использует налог как инструмент государственного регулирования тех или иных процессов, то методикой расчёта этих налогов будет более сложная, так как могут применятся дифференцированные налоговые ставки, устанавливаться определённые лимиты, изменятся источники уплаты налога и т.п.

             Рассмотрим налоги и другие платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в РБ в 2004 году.

             С целью поддержания населения, образования финансовых источников для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС государством созданы соответствующие целевые бюджетные фонды.

             В соответствии с Законом РБ  от 29 декабря 2003года № 259/3

“О бюджете РБ на 2004год” было предусмотрено объединение указанных выше налогов и их уплата единым платежом в размере 5% от фонда заработной платы. В едином платеже сумма Чрезвычайного налога составляет – 4% (80% от суммы отчислений единого платежа) и  обязательных отчислений в  государственный фонд содействия занятости – 1% (20%). Распределение единого платежа осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов РБ.

            Отчисления производятся от средств на оплату труда персонала как основной, так и неосновной деятельности предприятия.

            Отчисления производятся  от всех видов средств на оплату труда, как установлено законодательством, так и Положениями, Уставами и другими ведомственными актами без учёта сумм налога и других удержаний. При этом не имеют значение источники финансирования расходов предприятия на оплату труда и виды платёжных документов, по которым производятся расчёты по заработной плате. Перечень видов выплат, на которые не производятся отчисления, указываются в соответствующих Положениях о порядке начисления, учёта использования целевых бюджетных фондов.

              Плательщиками единого платежа являются:

1. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность независимо от форм собственности. К ним относятся: отечественные и иностранные юридические лица, филиалы и другие их обособленные подразделения, имеющие собственный расчётный счёт и баланс. Следует однако, иметь ввиду, что бюджетные организации уплачивают только обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости населения в размере 0,5%.

2. Индивидуальные предприниматели. Уплачивают только 1% от единого платежа в фонд содействия занятости.

             Единый платёж не начисляют и не оплачивают:

1. Юридические лица и их обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушных) рыбоводства и пчеловодства;

2. Общественное объединение, не осуществляющее предпринимательскую деятельность;

3. Юридические лица, осуществляющие научную деятельность, по выполнению научно-исследовательских и опытно- технологических работ за счёт средств республиканского или местных бюджетов;

4. Коллегия адвокатов и некоторые другие.

               Плательщики единого платежа не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным предоставляют налоговым органам по месту своего нахождения декларацию единого платежа за месяц. Не позднее 22 числа того же месяца они обязаны перечислить причитающуюся сумму в бюджет.

                Налог за пользование  природными ресурсами (экологический налог)  введён в целях стимулирования рационального использования природных ресурсов и улучшения экологической обстановки в РБ. Источниками этого налога являются :