Учет и анализ финансовых взаимоотношений субъекта хозяйствования с бюджетом по налогам и неналоговым платежам (на материалах кооперативного производственно-торгового предприятия "Марыля"), страница 3

Советские учёные М.М.Агарков, А.В.Бачурин,Г.А.Рабинович, Н.Н.Равинский и другие  доказывали принадлежность налога к капитализму, а не социализму. Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к рекомендациям вырабатываемых в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определяющих финансовую политику страны. Принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожило созданную дореволюционной России налоговую систему. Региональный и местный бюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование доходов за счёт ежегодно устанавливаемых отчислений от общегосударственных налогов и доходов. Эта система продолжает действовать и в нынешнее время, только в видоизменённой форме. В то время, как во всём мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность. Мы придерживаемся системы отчислений.

В настоящее время в теории до сих пор остаётся нераскрытой экономическая природа налога. Неоднозначная трактовка понятия “налог” приводит к дискуссиям вокруг следующим проблем налогообложения: построение современной налоговой системы, её структуры, роли в хозяйственной жизни страны, взаимодействие с кредитованием бюджетного и валютного регулирования в денежном обращении. В результате происходит подгонка налога под существующую величину государственных расходов без учёта реальных возможностей воспроизводства и общественных потребностей. Эволюция налоговых форм подтверждает, что такие налоговые конструкции в большинстве случаев сдерживают развитие экономики и не способствуют удовлетворению общественно необходимых потребностей.

Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов. Но с другой стороны состояние бюджета определяют налоги и займы, которые являются субстанцией воспроизводственного процесса, их стимулирующие функции. Более того, именно от налога зависит объём доходов государству, концентрируемый в бюджете.

Бюджет- это основной финансовый план государства, позволяющий контролировать процесс зачисления средств в доходы государства и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи доходов и расходов.

Бюджет имеет опосредованное отношение к воспроизводству (через налоги и займы). Все экономические проблемы в бюджете определяются проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых и кредитных отношений. В этом виде бюджет можно рассматривать как надстроечную категорию, поскольку кризис бюджета всегда следует связывать с кризисом производства и обращения. Преодоление кризиса требует анализа зависимости между воспроизводством, действующей системой налогообложения и условиями размещения займа.

На научно-практическую основу исследования внутренних и внешних взаимосвязей бюджетно-налоговых проблем  было поставлено ещё Ф.Кенэ, разработавшим известную экономическую таблицу. Позже эти же исследования продолжил А.Лаффер и установил зависимость между производством и обложением. Современники ссылаются именно на эти труды, рассуждая о проблемах налогового гнёта. Таким образом, зависимость между производством и налогообложением – вот та теоретическая проблема, без решения которой невозможно строить оптимальную налоговую систему.

Исходя  из отмеченного выше можно сделать вывод о том, что налоги в равной степени имеют непосредственное отношение, как к доходной части бюджета, так и к системе финансовых отношений. Другими словами система налогообложения – это связующее звено между госбюджетом и корпоративными финансами.

В настоящее время согласно Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. №259-3 " О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" бюджет Республики Беларусь формируется из следующих налогов и сборов:

-  налог на добавленную стоимость;

-  налог на недвижимость;

-  налог на прибыль и доход;

-  подоходный налог;

-  экологический налог;

-  налог на продажу;

-  акциз и т. д.