Учет и анализ финансовых взаимоотношений субъекта хозяйствования с бюджетом по налогам и неналоговым платежам (на материалах кооперативного производственно-торгового предприятия "Марыля"), страница 49

Данная методика относительно фискальной политики государства по наполнению бюджета в краткосрочном периоде приведет к уменьшению налоговых поступлений. Однако в долгосрочном это дает предприятию стимул к развитию выпуска конкурентоспособной и рентабельной продукции, что приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет, которые покроют и даже перекроют то недобор, который государство понесло в начале.

В настоящее время налоговая нагрузка на экономику страны вполне сопоставима с ее уровнем в большинстве зарубежных стран, однако во внутренней структуре данного показателя имеются существенные различия. Преобладающая часть налогов в бюджет перечисляют предприятия и организации, а роль населения в этом процессе незначительная. Так, например, в России за счет прямого налогообложения населения собирается 10-12 % всех налогов. В Республике Беларусь этот показатель около 8-10 %.

Т. о. население  участвует в формировании доходов бюджета лишь в малой его части. Вместе с тем являясь конечным потребителем продуктов питания, товаров народного потребления и различных услуг, физические лица являются фактическими плательщиками скрытых в цене этих товаров косвенных налогов и сборов, перечисленных раннее в бюджет юридическими лицами. Т. о., приобретая товары и услуги, население возмещает предприятию, вместе с издержками и все уплаченные в бюджет платежи.

В налоговой системе Республики Беларусь еще велика налоговая нагрузка косвенных налогов, что не способствует процессу формирования налоговой культуры и ответственности в обществе, так как большая часть населения участвует в сфере налоговых отношений лишь косвенным образом.

Основной причиной, побуждающей отечественные субъекты хозяйствования активно прибегать к сокрытию доходов, является высокий уровень налогового пресса на заработную плату ( более 75 %), что усиливает мотивацию нелегальной выплаты заработной платы.

В связи с этим на сегодняшний день очевидна необходимость снижения налогового бремени на данный объект налогообложения. Частично эту проблему можно решить путем отмены или существенного снижения совокупной ставки оборотных налогов. Также в результате двойного (тройного и т. д.) налогообложения фактическая доля указанных платежей в выручке может существенно превышать установленную законодательством ставку. Это приводит к значительным негативным последствиям для экономики государства, ведет к вымыванию собственных оборотных средств предприятий и, как следствие, сдерживает развитие производства. Особенно негативное влияние платежи с оборота оказывают на крупные предприятия с высоким уровнем материалоемкости --машиностроение, нефтепереработка, химическая промышленность и т. д., а ведь именно эти отрасли являются основой нашей экономики.

Снижение налоговых ставок будет способствовать повышению инвестиционного потенциала отечественных субъектов предпринимательства и дает им реальную возможность осуществить необходимую модернизацию производства, приобрести новое качественное оборудование, внедрить новые технологии и т. д. В результате выигрывают не только субъекты  предпринимательства, но и государство.

Полный или частичный отказ от используемых оборотных налогов сопряжены со значительными потерями бюджета, которые то части будут покрыты дополнительными поступлениями по  налогу на прибыль. Выпадающие при этом доходы бюджета в последствии будут компенсированы ростом налоговых поступлений за счет повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции, увеличения объемов реализации и улучшения финансового состояния отечественных предприятий (15).

На сегодняшний день трудно сказать как будут развиваться налоговая система и экономика Республики Беларусь в целом. Все будет зависеть от того, будут ли найдены другие доходные источники бюджета и насколько рационально будет осуществляться расходование бюджетных средств. Но хочется надеяться, что в ближайшем будущем осуществиться  реформа налоговой системы Республики Беларусь, результатом которой станет снижение налоговой нагрузки, рост конкурентоспособности отечественных товаров, подъем жизненного уровня населения, оживление деловой активности и создание условий повышения экономической и социальной стабильности в обществе.