Учет и анализ финансовых взаимоотношений субъекта хозяйствования с бюджетом по налогам и неналоговым платежам (на материалах кооперативного производственно-торгового предприятия "Марыля"), страница 39

Действующая налоговая система должна давать предприятию четкую ориентацию на те направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя. Налоговый механизм должен выполнять не только фискальную функцию, но и функции управления регулирования, стимулирования. Тяжесть налогового бремени принято оценивать процентным отношением всех уплачиваемых предприятием налогов и других обязательных платежей к выручке от реализации продукции, товаров и прочих активов. Одним из способов снижения налогов является использование части доходов и прибыли на цели, льготируемые при их налогообложении.

Таким образом, самое главное при распределении и использовании доходов и прибыли ---- сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. При их распределении субъект хозяйствования должен руководствоваться только действующим законодательством, своим уставом и собственными интересами.

Анализ налогообложения обычно начинают с изучения правильности расчета налогов и других обязательных платежей, своевременности их уплаты и выявления возможностей оптимизации. В частности, выявляют случаи и причины занижения и сокрытия доходов и прибыли, других объектов налогообложения, определяют экономические санкции, потери и убытки для предприятия за счет этого, виновников выявленных нарушений, принимают меры по улучшению расчетно-платежной дисциплины и другой экономической работы.

Далее переходят к анализу и оценке выполнения плана и динамики налогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными показателями, в частности, являются удельный вес ( доля ) отдельных видов налогов и других обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения их по сравнению с планом и прошлыми годами. Результаты анализа оформляются путем составления специальной таблицы. В ней налоги и другие обязательные платежи группируются по источникам формирования:

1.  относимые на затраты обращения;

2.  включаемые в себестоимость продукции;

3.  взимаемые из прибыли;

4.  начисляемые за счет других источников.

Особое внимание уделяется анализу оптимальности налогообложения. Как известно налоги являются не только пополнения государственного и местных бюджетов, но и действенным регулятором экономических отношений государства с юридическими и физическими лицами. Через систему ставок, льгот и скидок налоги воздействуют на хозяйственную, финансовую и инвестиционную деятельность предприятий и других субъектов хозяйствования. В связи с этим необходимо изучить темпы изменения сумм налогов и других обязательных платежей в увязке с анализом темпов роста ( снижения )основных показателей хозяйственной, финансовой и другой деятельности предприятия ( выпуск продукции, производительности труда, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных активов, доходов, прибыли, рентабельности и др. ). Опережающие темпы роста налогов по сравнению с темпами развития показателей хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия свидетельствуют о не оптимальности налогообложения и хозяйствования, а иногда и о фискальной политике государства(12)

3.1 Анализ структуры и динамики налоговых и неналоговых платежей в бюджет КПТП "Марыля".

КПТП "Марыля" имеет следующие данные о налогах и других обязательных платежах ( таблица 3.1.1. ) ( приложения Б,В,Г,Ж,З и И ).

ТАБЛИЦА 3.1.1.

“Налоги и другие неналоговые платежи по КПТП “Марыля” за отчетный 2002 год”