Физические методы переработки и использования газа: Учебное пособие, страница 6

Кроме того, пыль и механические примеси способ­ствуют истиранию металла и, осаждаясь на поверхно­стях теплообменных аппаратов, ухудшают их тепловые характеристики.

Если при транспортировании газа падает давление, то повышается равновесная влагоемкость, тем самым газ становится менее насыщенным. При постоянной тем­пературе не произойдет выделения капельной влаги из такого газа.

Если при транспортировании газа понижается его температура, то при постоянном давлении уменьшается равновесная влагоемкость такого газа: газ станет пере­насыщенным. В этом случае часть капельной влаги конденсируется и выпадает в трубе.

Для обеспечения безаварийного транспортирования природного газа по магистральным газопроводам, с уче­том климатических условий, в которых находятся трубо­проводы, был разработан и внедрен отраслевой стандарт

10


Таблица II. 1

Нормы


Показатели


для умеренной и жаркой кли­матических зон


для холод­ной кли­матической зоны


 


— 10 —3 0,1

2,0 1,0

—25

—15

0,1

2,0 1,0

Точка росы по влаге и тяжелым углеводо­родам при давлении 5,5 МПа, °С (не более): в зимний период в летний период

Содержание механических примесей, г/100 м3 газа (не более)

Содержание сероводорода,   г/100 м3 газа (не более) Содержание кислорода» % не (более)

по

Примечание. Зимний период—с 1 октября по 30 апреля; летний период — с 1 мая по 30 сентября; климатические зоны определяют пс ГОСТ 16350-70.

(ОСТ 51.40—74) на природный газ, транспортируемый по магистральным газопроводам (табл. II.1).

Выделившийся из продукции скважин углеводород­ный конденсат (сырой или стабильный) при стандарт­ных условиях 0,1 МПа и 20° С является вторым про­дуктом. Под сырым конденсатом подразумевают углеводороды при стандартных условиях, находящиеся в жидком состоянии с растворенными в них газообраз­ными компонентами (метан СН4, этан С2Н6, пропан СзНз, бутан С4Н10). Конденсат, состоящий только из жидких углеводородов (C5Hi2 + высшие) при стандарт­ных условиях, принято называть стабильным.

Для стабильного конденсата, транспортируемого в железнодорожных цистернах на нефтеперерабатываю­щие заводы: температура +20°С, упругость насыщен­ных паров не более 400 мм рт. ст., отсутствие смол, парафина, сероводорода.

Контроль за товарными кондициями природных га­зов, подаваемых в магистральные газопроводы, должен быть непрерывным, автоматическим, с регистрацией точки росы по воде, углеводородам, температуре начала гидратообразования, теплоты сгорания, коэффициента интенсивности изобарической конденсации природного газа р, содержания H2S, твердых взвесей в потоке газа.

11


§ 2. ФИЗИЧЕСКИЕОСНОВЫСЕПАРАЦИИ ГАЗОЖИДКОСТНЫХСМЕСЕЙ

В любом процессе, где газ или пар контактирует с жидкостью или барбатирует через слой жидкости, как правило, не происходит полного разделения жидкости и газа только вследствие разницы их плотностей. Газ всегда увлекают капли жидкости различного размера. Система, состоящая из газовой среды, в которой взве­шены капельки жидкости, называют аэрозолем. Ка­пельки аэрозоля обычно имеют шарообразную форму и могут быть самого разного размера (мкм), что зависит от природы их образования (рис. II.1).

Особенно высокой дисперсностью обладают капли конденсационного происхождения (см. рис. II.1). Эти капли имеют диаметр ОД—20 мкм. Капли, образован­ные в результате барботажа газа через слой жидкости, имеют диаметр 10—1000 мкм, такой же диаметр имеют капли, образованные при срыве с поверхности жидкости движущейся газовой средой. Однако размер капель, образовавшихся в результате конденсации, барботажа


0,1

10

10'

Диаметрчастичек, мкм
10                  10г