Перспективы выявления и освоения месторождений газа, конденсата и нефти на шельфе морей России (Сборник научных трудов), страница 66


вительно, как показывают наблюдения, за разливом нефти, прошед­шей в результате аварии танкера "Антонио Грамши", часть нефти, попавшей под поле льда, в течение 2,5 месяцев дрейфовала в море [4]. За этот период физико-химические свойства се существенно измени­лись: плотность увеличилась на 10 % , вязкость возросла вдвое, что косвенным образом подтверждает наше предположение.

Важным фактором распространения нефти подо льдом является скорость течения. Когда подледное течение превышало определен­ную пороговую скорость (4 см/с), нефть разносилась под ледяным покровом. Зависимость пороговой скорости перемещения нефтепро­дуктов подо льдом Vo от скорости течения Vt выражается формулой И:

Vo-0,38- Wl -0,0133.

Рельеф основания ледового покрова в значительной степени оп­ределяет объем переноса НУ под ледяным покровом, их накопление в пустотах и "карманах", а в конечном итоге - степень загрязнения всей толщи льда, за счет чего НУ распространяются на значительно мень­ших площадях, чем при открытой поверхности моря [4].

Исследованиями канадско-американской экспедиции в море Бо­форта (1974 г.) и работами ДАНИИ установлена миграция нефтяных включений во льду снизу вверх по ячейкам солевого раствора и дру­гим пустотам. Это явление было названо эффектом "промокательной бумаги" [8]. По наблюдениям В.В. Измайлова, аккумуляция нефтяных соединений ледовым покровом обусловлена тремя процессами:

-  захватом НУ из воды при льдообразовании;

-  миграцией нефтяных включений от нижней кромки к поверх­
ности по капиллярам, ячейкам солевых растворов;

-  заполнением пустот, образовавшихся при торошении льда.

Вертикальное движение во льду нефти и ее производных с плот­ностью меньше, чем у воды, вызывается действием гидростатическо­го давления, сил поверхностного натяжения и градиентом температу­ры в системе вода - лед - атмосфера. Скорость миграции нефтепро­дуктов зависит от вязкости и плотности нефти, структуры, плотности, толщины и заснеженности льда, а также от количества ячеек и ниш в нем. Таким образом, по В.В. Измайлову [4], под действием силовых полей и температурных градиентов происходит миграция нефтяных включений. Однако предложенный механизм вызывает противоречия, исходя из теории капиллярной пропитки и фазовых проницаемостей.

156


Проведенные нами прямые эксперименты по исследованию перетека­ния снизу-вверх различных нефтепродуктов (керосин, дизельное топ­ливо, сырая нефть) через перфорированные гидрофильные пластины, расположенные горизонтально в водной среде, показывают, что пе­ремещение углеводородного слоя, образующегося под пластиной, че­рез эту преграду наблюдается только в том случае, когда диаметр перфорированных отверстий в пластине превышает 12-14 мм, т.е. эти размеры превышают характерные диаметры солевых капилляров во льду.

Методика проведенных нами исследований нефтепоглощающих свойств морского льда в условиях присахалинского шельфа заключа­ется в следующем. На морской ледовой поверхности кольцевым бу­ром (DBH =150 мм) производится сквозное бурение ледяного покрова. Полученная скважина обсаживается керамической или металлической трубой, длина которой превышает высоту ледового слоя на 0,2-0,3 м, с прикрепленной к ней металлической трубкой (D = 10 мм) для пода­чи нефти в подледное пространство. Выбуренный из скважины ледо­вый керн вставляется в обсадную трубу, фиксируется и производится выдержка установленной системы в течение 3-5 сут для восстановле­ния в керне естественных температурных режимов. Далее через по­дающую трубку под избыточным давлением 0,015 МПа в подледное пространство, ограниченное обсадной трубой, подается 3 л нефти. По истечении установленного времени наблюдения обсадная труба вме­сте с керном поднимается, нефтенасыщенный керн из трубы выдав­ливается. Остатки нефти из скважины-лунки отсасываются в отдель­ную емкость. Продолжительность процесса нефтепоглощения состав­ляла 12-14 сут.

Полученный ледовый керн через определенные отрезки распи­ливается. По распилам осуществляется визуальный контроль, зари­совки или фотографии нефтенасыщенности, далее отрезки керна пе­редаются на аналитическое определение содержания нефти по высоте льда. По характеру распределения нефти по высоте оценивается ди­намика нефтепоглощения. Некоторые результаты экспериментальных работ, проведенных в весенний период (март-апрель), приводятся на рис. 2 и 3. Длина монолитных кусков выносимого при разбуривании ледового покрова составляла в среднем 0,8 м. Под ледовый покров заливалась тяжелая нефть месторождения Оха (плотность и вязкость при 20°С соответственно равны 0,920 г/см3 и 90 сОт, температура за-

157