Перспективы выявления и освоения месторождений газа, конденсата и нефти на шельфе морей России (Сборник научных трудов), страница 52

126


ACM должна обеспечить контроль состояния конструкции платформы и предупреждение о возможных аварийных ситуациях. Ее основные функции:

-  получение информации с помощью системы датчиков, опреде­
ляющих все параметры, влияющие на безопасность платформы
(автоматический ввод);

-  получение информации обслуживающим персоналом по пара­
метрам, не имеющим датчиков для автоматического ввода АСК;

-  передача информации по линиям связи от датчиков до прием­
ников;

-  прием информации и ее обработка в соответствии с принятыми
алгоритмами (в т.ч. выработка прогнозов возможных аварий);

-  представление результатов обработки информации админист­
рации МНГС в виде аварийных предупреждений или рекомендаций;

-  представление информации в виде различных мнемосхем  по
инициативе оператора или в соответствии с установленным регламен­
том;

-  архивирование текущей информации;

-  документирование.

Для измерения и контроля какого-либо параметра возможно при­менение множества методов измерений, каждый из которых имеет присущие ему положительные и отрицательные свойства. Учитывая значительное количество параметров, контролируемых системой АСМ, обсуждение методов измерения выходит за рамки статьи и по­этому здесь не приводится. Однако выбранные методы контроля од­нозначно определяют приборный состав нижнего уровня системы, элементная база которых соответствует прогрессу средств измери­тельной техники на данном этапе [2, 4, 7].

Прогресс средств вычислительной техники также меняет состав, архитектуру и конфигурацию верхнего уровня АСМ, где проводится окончательная обработка информации и выдача решений и рекомен­даций [7, 9, 10].

В связи с изложенным очевидно, что аппаратурная реализация АСМ возможна в разных вариантах, так или иначе обеспечивающих безопасную эксплуатацию МНГС. Однако в настоящее время в РФ отсутствует аппаратурная база, предназначенная для использования на морских стационарных промысловых сооружениях, и особенно для нижнего уровня системы.

127


Основные технические решения по созданию АСМ, разработан­ные с прямым участием и под руководством автора, внедрены :

- в ТЭО, эскизный и Технический проекты ЭЛСП "Астохская-Г

[71,

-  в ТЭО ЭЛСП мЛунская-1" [8],

-  в ТЭР м/р Штокмановское [11],

-  в ТЭР м/р Приразломное [12],

-  в ТЭО ЛСП Приразломное [9].

Выводы

1.  Огромные затраты на ликвидацию прямых последствий ава­
рии МНГС (в их числе - экологический ушерб окружающей среде), а
также большие косвенные материальные потери диктуют необходи­
мость оснащения их автоматизированной системой мониторинга,
предупреждающей о возможных авариях.

2.  Затраты на АСМ многократно окупаются при предотвращении
хотя бы одной аварии. Помимо этого. АСМ окупается в течение 2,5
лет за счет повышения добычи нефти путем рационального проведе­
ния планово-предупредительных работ на основе результатов изме­
рений АСМ, позволяющих увеличить время работы технологического
оборудования (время добычи нефти).

3.  Информацию, получаемую АСМ в процессе эксплуатации
МНГС, можно также рассматривать как результаты полномасштаб­
ных натурных экспериментов, позволяющих сберечь средства на ука­
занные эксперименты и существенно снизить стоимость создания
МНГС путем уточнения (на основе указанной информации) норма­
тивной базы при их проектировании.

4. В связи с изложенным можно назвать следующие направления
исследований при создании АСМ для МНГС:

-  определение оптимального количества контролируемых пара­
метров;

-  разработка первичных датчиков измерения и адаптация сущест­
вующих;

-  создание системы вторичной (регистрирующей) аппаратуры;

-  разработка методики обработки регистрируемых параметров.

Результаты исследования указанных задач позволяют обеспе­чить надежный контроль за безопасной эксплуатацией морских неф-тегазопромысловых сооружений, исключить возможные экологиче128