Перспективы выявления и освоения месторождений газа, конденсата и нефти на шельфе морей России (Сборник научных трудов), страница 48

115


Полученные выражения позволяют определить результирую­щую эпюру давления на ребристые элементы, согласно следующим формулам:

где стн и стА - значения эпюры давления грунта на ребристый элемент в верхней его части у плиты фундамента и в нижней его час­ти соответственно.

С внешней стороны у заднего ребра, как показали эксперимен­тальные исследования, при перемещении штампа образуется зазор, следовательно, давление грунта отсутствует (рис. 2). Данное допуще­ние идет в запас при расчете заднего ребристого элемента.

Возможности расчетной методики были апробированы в сопос­тавительных расчетах с экспериментальными данными, которые по­зволяют отметить [4], что данная методика вполне удовлетворительно описывает взаимодействие ребристых элементов с основанием в пе­риоды установки и эксплуатации платформы и может быть рекомен­дована в расчетах реальных сооружений.

Литература

1.  Шибакин СИ., Левачев С.Н., Курилло СВ., Даш Зунг. Экспе­
риментальные исследования взаимодействия гравитационного фун­
дамента ребристой конструкции с грунтом основания. //Сб. науч. тр.
Морские нефтегазопромысловые сооружения. Рига, 1989.

2.  Левачев СМ., Федоровский В.Г., Колесников Ю.М., Курилло
СВ. Расчет свайных оснований гидротехнических сооружений. М:
Энергоатомиздат, 1986.

116


СТо


ст.


Iph.i


X,


*■   >


 



H i


uiit


Рис, 1. Нагружи на ребристые элементы в период установки



■0., 1

М


<■■    ■*


Рис, 2, Нагрузки на ребристые элементы в период эксплуатации


iph.i+1


JF■*■-■   <

To

Рис. З. Распределение горизонтальной силы между основанием и плитой фундамента



100


H/I


Рис. 4. Значения касательных напряжений, приходящихся на плиту фундамента


/19


Перспективы выявления и освоения месторождений газа, конденсата и нефти на шельфе морей России

ВНИИГАЗ                                                                                   1998

И Г.Лобае

КОНТРОЛЬ РЕСУРСА КАК МЕТОД БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОНСТРУКЦИЙ МНГС

Освоение нефтегазовых ресурсов континентального шельфа можно отнести к наиболее опасным областям человеческой деятель­ности. По усредненным данным, приведенным в [1], число несчаст­ных случаев со смертельным неходом, приходящихся на 1000 челове­ко-лет, в разных отраслях промышленности составляет:

морской транспорт                                2,1

горная промышленность                       0,9-1,4

строительство                                          0,3

перерабатывающая промышленность 0,15

морская нефтегазодобыча                     3,1 -4, II

Основными объектами обустройства и эксплуатации нефтегазо­вых месторождений являются морские ледостойкис нефтегазопромы-еловые гидротехнические сооружения (МНГС).Методы безопасной эксплуатации МНГС должны исключать возможность их аварий, по­следствия которых, имеющие вообще катастрофический характер, усугубляются особенностями морских промыслов: отдаленностью от береговых баз и аварийно-спасательных служб; технической сложно­стью эвакуации персонала в условиях открытого моря; невозможно­стью полной ликвидации разливов нефти в ледовых условиях; высо­кой экологической уязвимостью морской среды в условиях Арктики [2. 31.

Потери от разрушения МНГС, затраты на ликвидацию последст­вий катастроф и восстановление экологии среды, возможность гибели персонала определяют исключительную значимость безопасной их эксплуатации. Требования безопасности состоя! в том, чтобы отказы, связанные с угрозой для здоровья и жизни людей, опасностью для ок­ружающей среды, а также с серьезным экономическим и моральным ущербом, были либо исключены, либо обладали в течение всего ус20