Перспективы выявления и освоения месторождений газа, конденсата и нефти на шельфе морей России (Сборник научных трудов), страница 49

тановленного срока службы весьма малой вероятностью появления [1,4,5].

Мировая статистика аварий МНГС показывает, что значительная их часть произошла из-за разрушения конструкций МНГС вследствие различных внешних воздействий. Поэтому контроль внешних воздей­ствий и контроль технического состояния конструкций МНГС наряду с безопасной эксплуатацией технологического оборудования является основным инструментом обеспечения их безаварийной эксплуатации путем проведения предупредительно-плановых ремонтов и профи­лактических работ в опасных зонах конструкции.

Аварии могут быть вызваны различными причинами, однако все они лежат за пределами расчетного уровня нагрузок, нормативных условий технического обслуживания и т. д. Аварии могут быть связа­ны как с исключительными воздействиями (ударными нагрузками, ураганами, пожарами), так и с неблагоприятным сочетанием обычных нагрузок с весьма малой вероятностью появления. Исходной причи­ной аварий могут служить крупные ошибки, допущенные при проек­тировании, расчете, изготовлении, монтаже, эксплуатации и техниче­ском обслуживании , а также сочетания этих ошибок с неблагоприят­ными внешними условиями, не зависящими от технического персона­ла.

Общий принцип проектирования технических объектов повы­шенной опасности состоит в том, чтобы исключить возникновение ситуаций, представляющих опасность для людей и окружающей сре­ды, либо уменьшить риск наступления таких ситуаций до значений, сопоставимых с приемлемыми значениями индивидуального естест­венного риска. Расчеты на безопасность по отношению к аварийным ситуациям следует проводить с учетом нагрузок при нормальной экс­плуатации объекта, а также с учетом повреждений, которые накапли­ваются в объекте по мере приближения его к предельному состоянию.

Особую роль для обеспечения безопасности МНГС играет жи­вучесть конструкции. С точки зрения безопасности конструктивную схему следует выбирать так, чтобы ее основная (несущая) конструк­ция и наиболее ответственные элементы сохраняли целостность во время и непосредственно после аварии. Конструкция должна выдер­живать эксплуатационные нагрузки при наличии повреждений или разрушений части ее элементов, т.е. должна обладать достаточной

121


живучестью. Нарушение этого требования делает конструкцию уяз­вимой и может стать источником возникновения аварийной ситуации.

Важная роль в обеспечении безопасности МНГС принадлежит системе прогнозирования индивидуального остаточного ресурса. Эта система позволяет непрерывно следить за техническим состоянием каждого конкретного элемента конструкции, действующими на него нагрузками и выдавать рекомендации о дальнейшей эксплуатации объекта. Причины, по которым могут произойти аварии МНГС, мож­но условно разделить на следующие группы: техногенные, природно-климатические, прочностные, (техническое состояние конструкций), неблагоприятные сочетания причин указанных групп. При этом воз­можны следующие виды аварий МНГС: опрокидывание, скольжение по грунту, скольжение вместе с грунтом; разрушение опор; погруже­ние; осадка, наклон, вращение относительно всех осей. В указанных авариях повреждаются трубопроводы и устья скважин, обусловливая разливы нефти (или выброс газа), что определяет степень экологиче­ского бедствия.

Действие на МНГС каждой из указанных причин аварий по от­дельности и в совокупности должно контролироваться и учитывается при расчете универсального критерия безопасности - ресурса конст­рукции МНГС, что позволяет до минимума снизить возможность воз­никновения аварии. Чем детальнее и полнее учтены все факторы при расчете ресурса, тем ниже вероятность возникновения аварий.

Задачи прогнозирования ресурса на стадии проектирования