Судебно-медицинская казуистика: Монография, страница 21

Множественность наружных по­вреждений (около 20 кровоподтеков и ссадин)

Наличие множественных наружных повреждений при наличии одежды на теле пострадавшей во время ав­томобильного происшествия

.Многополюсное расположение по­вреждений. Наличие их в 14 различ­ных областях тела (теменно-височная область, лицо, шея, спина, пояснич­ная область, плечо, локтевой сустав, кисть, проекция подвздошных костей, оба бедра, оба коленных сустава, го­лень, стопа)

Преимущественно односторонняя локализация повреждений (левая по­ловина туловища н левое бедро при

наличии   единичной   ссадины   на   пра­вой  боковой  поверхности  шеи)

Многосторонняя локализация по­вреждений (передняя, задняя, пра­вая боковая поверхность тела)

204


М ужина

Наличие только наружных повреж­дений (1 ссадина и кровоподтеки)

Девушка

Единичный характер повреждений в сочетании с их значительными раз­мерами

Сочетание множественных наруж­ных повреждений с тяжелым» внут­ренними повреждениями (вывих в шейном отделе позвоночника, по­вреждение спинного мозга, кровоиз­лияния под оболочки спинного мозга)

Множественность и многосторон­ность повреждений в сочетании с их относительно небольшими размерами

Как видно, характер  повреждений у мужчины и девушки су­щественно различаются.

Сопоставляя приведенный характер повреждений, принимая во внимание условия автопроисшествия, изложенные в поста­новлении следователя, можно было сделать два следующих вы­вода: 1) во время автомобильного происшествия девушка имела значительную свободу перемещения в салоне автомашины (на это указывают множественность и многосторонняя локализация повреждений па теле, сочетание наружных повреждений с тяже­лой внутренней травмой позвоночника и спинного мозга, мно­жественность и многосторонность повреждений в сочетании с их небольшими размерами, расположение повреждений в многочис­ленных областях тела, наличие множественных повреждений у находившегося в одежде человека; 2) возможность перемеще­ния в салоне автомашины мужчины во время автомобильного происшествия была ограничена (на это указывают незначитель­ное число повреждений па его теле, наличие единичных повреж­дений при отсутствии одежды на его теле в момент травмы, на­личие повреждений в ограниченном числе областей и поверхно­стей тела, наличие только наружных повреждений, единичный характер повреждений в сочетании с их значительными разме­рами).

Единственным местом в кабине автомашины ВАЗ-2103, где находящийся в салоне этой автомашины человек в наибольшей степени фиксирован элементами конструкции салона, является место водителя.

Как следует из приведенных ранее результатов математиче­ских расчетов, в момент удара о камень тела находившихся в салоне людей должны были смещаться вперед и вправо. При этом находившийся на месте водителя человек, фиксируя поло­жение своих рук, ног н туловища, мог получить повреждения от движения вперед и вправо относительно свободной (подвижной, не фиксированной) головой, например от скользящего (каса­тельного) удара шеей о верхний край рулевого колеса. Повреж­дение именно такого характера и локализации обнаружено у мужчины на правой боковой поверхности шеи.                                                    205


Как следует из тех же математических расчетов после удара

о камень в момент разворота автомашины и последующего удара о грунт кузовом, находившиеся в салоне кабины автома­шины тела людей должны были смешаться назад и влево. При этом находившийся на месте водителя человек должен был по­лучить удар левой заднебоковой поверхностью туловища о по­верхности, образующие угол между передней левой дверцей ав­томашины и спинкой сидения водителя. Повреждение именно такого характера и локализации обнаружено у мужчины на ле­вой заднебоковой поверхности туловища.

При переворачивании автомашины на крышу в момент про­хождения ею вертикального положения находившиеся в салоне автомашины тела должны были свободно падать в сторону заднего окна по законам свободного падения. Препятствием к свободному падению человека с места водителя могло быть рулевое колесо, которое своим нижним краем должно было за­держивать движение бедра человека. Именно в этой области (левое бедро) у мужчины было обнаружено повреждение (кро­воподтек).

Характер и тяжесть обнаруженных у мужчины повреждений допускали возможность их образования при рассчитанных век­торах смещения тел людей в салоне кабины автомашины приме­нительно к указанным в постановлении этапам автомобильного происшествия.

Таким образом, все обнаруженные у мужчины повреждения соответствовали: I) фиксированному положению его тела в мо­мент автомобильного происшествия; 2) взаимному положению частей его тела и элементов конструкции салона кабины авто­машины ВАЗ-2103, составляющих и окружающих место води­теля автомашины; 3) условиям автотранспортного происшест­вия, изложенным в постановлении следователя; 4) математиче­ски рассчитанным векторам смещения тел в салоне автомашины при условиях автомобильного происшествия, изложенных в по­становлении следователя о назначении экспертизы.

Все это указывало на то, что в момент автомобильного про­исшествия, имевшего место 03.09.85 г., на месте водителя нахо­дился мужчина '.

Проведенный аналогичным путем (применительно к задан­ным следователем условиям) анализ повреждений у девушки позволил установить, что она в момент происшествия полуле­жала на месте пассажира переднего сидения, причем ее голова была на коленях у мужчины.

1 В 1990 г. Н. Н, Дебоем выполнена кандидатская диссертация- Ее ав­тор разработал иную методику установления местоположения пострадавших е кабине автомашины. Воспользовавшись этой методикой, мы получили ана­логичные результаты.

206


У экспертов нередко возникает вопрос, как же оформлять по­добные комплексные исследования. Процессуально выдержанно и, следовательно, целесообразно раздельно оформлять не­сколько самостоятельных экспертных заключений. Однако если в силу ряда обстоятельств следователь настаивает на составле­нии единого документа, можно рекомендовать следующую форму (применительно к данному случаю).