Судебно-медицинская казуистика: Монография, страница 18

С тяжелым чувством он отправился в Ленинград в Институт усовершенствования следственных работников на краткосроч­ные курсы повышения квалификации. Шла лекция о современ­ных возможностях судебно-медицинской экспертизы поврежде­ний при автотранспортных происшествиях. Профессор излагал материал просто и понятно. Говорил и о повреждениях, возни­кающих у лиц, находящихся в момент происшествия в салоне автомашины. Следователь не удержался и заметил вслух: «Хо­рошая работа у ученого — читает лекции, в них все складно и научно, а коснись практики, здесь доктора наук с кандидатами также пасуют, как и эксперты, не имеющие ученых степеней и званий».

Реплика нисколько не смутила профессора. Это была старая песня, авторы которой живут в экспертной среде, где очень не­редко распространяется мнение о том, что преподаватели ка­федр судебной медицины мало сталкиваются с практической экспертизой, изо дня в день вдалбливают студентам одно и то же и очень далеки от живой экспертной работы. Надуманная и скверная притча, служащая некоторым нерадивым практикам прикрытием своей малой экспертной грамотности! Удобная по­зиция и для некоторых руководителей экспертных учреждений как «средство» для укрепления псевдоавторитета. Но это — от­дельный разговор.

196


А что же наш профессор? Он поступил так, как этого меньше всего ожидал следователь. Он предложил воспользоваться зако­ном, назначить экспертизу, поручив ее профессору и его колле­гам. Более того, помог по возможности точно и конкретно сфор­мулировать основной вопрос.

Воспроизведем этот вопрос: «Кто, управляя автомашиной «Жигули», сидел на месте водителя во время автопроисшествия — мужчина или девушка, если принять во внимание следую­щие условия:

-  локализацию, характер и происхождение повреждении на
теле мужчины и девушки;

-  отсутствие одежды на теле мужчины в момент происшествия;

-  наличие на теле девушки в момент происшествия легкого
платья, колготок, трусов и бюстгальтера;

-  конструкцию салона автомашины ВАЗ-2ШЗ;

-  массу тела мужчины около 75 кг, девушки — около 60 кг;

-  скорость движения автомашины в момент автопроисшествия 80 км/ч;

-  прямой характер шоссе шириной 7,3 м, ровное асфальтное покрытие;

-  следующий  механизм  автопроисшествия:   I  этап — посте­
пенное  на  протяжении  50  м  движение автомашины,  следовав­
шей по правой стороне дороги, на левую сторону; II этап—съезд
с левого откоса дороги высотой около 0,5—1 м; III этап — удар
правым передним углом автомашины о массивный  камень, который от удара был отброшен вперед по движению автомашины на 4 м; IV этап — разворот автомашины в горизонтальной плос­кости на колесах влево по часовой стрелке вокруг правого пе­реднего угла автомашины; V этап — упор задней частью кузова в грунт; VI этап — переворачивание автоматичны через багажник в продольной оси автомашины на крышу;

-  факт  нахождения   после  происшествия  девушки   под  багажником перевернутой машины;

-  факт извлечения мужчины после происшествия через правую заднюю дверцу автомашины;

-  установленный факт, что в момент автопроисшествия в автомашине находились только мужчина и девушка?».

Вопрос поставлен необычно. И эта необычность заключается в следующем: Во-первых, следователь не предлагает экспертам выискивать в материалах дела .частности обстоятельств дела, необходимых для решения основного вопроса, он сам излагает эти обстоятельства. Во-вторых, он не спрашивал, кто и где на­ходился в салоне автомашины в момент происшествия; его ин­тересует главное — кто из двоих сидел за рулем? Иначе говоря, следователь дает возможность экспертам проявить предусмот­ренную законом инициативу: если ими будет установлено, кто

197


сидел за рулем, они (факультативно) могут установить, где си­дел пассажир.

И еще одно обстоятельство было обсуждено на встрече сле­дователя и эксперта — круг участников экспертизы. Одним су­дебным медикам на основании имеющихся материалов было невозможно ответить на поставленный вопрос. Не было объек­тивных подтверждений скорости автомашины и момент проис­шествия, движения людей в салоне автомашины в момент про­исшествия. Все это требовало знаний в области криминалистики и прикладной математики. Эти специалисты и были привлечены к проведению исследований. Следователь вынес одно постанов­ление о проведении комплексной экспертизы, поручив ее прове­дение судебным медикам, криминалистам и математикам.

В последние годы расширяется практика решения специаль­ных вопросов в рамках комплексной экспертизы. Вышли мето­дические рекомендации, определяющие круг медико-криминали­стических экспертиз; опубликованы монографии и ряд статен. В то же время существует процессуальная неопределенность: с одной стороны, в уголовно-процессуальном законодательстве этот вид судебной экспертизы не предусматривается, а с дру­гой — Верховный Суд СССР в своих «Бюллетенях» (№ 2 и 5 за 197! г. и др.) положительно оценивает опыт проведения ком­плексных экспертиз по отдельным уголовным делам.

Обращает на себя внимание, что сторонники этого вида ис­следований недостаточно ясно формулируют свои взгляды на сущность понятия «комплексная экспертиза». Например, один из них {Шиканов В. И., 1976] пишет, что «... комплексная экс­пертиза— это исследование, проводимое в установленном зако­ном порядке, в процессе которого эксперты решают вопросы со­вместно на основе кооперации знаний, почерпнутых из разных наук и относящихся соответственно к компетенции двух или более видов однородной экспертизы». Это определение вызывает следующие возражения: во-первых, уголовно-процессуальным законодательством «не установлен порядок» проведения ком­плексных экспертиз; во-вторых, эксперт не может быть компе­тентным в знаниях, «почерпнутых» из разных наук, так как это противоречит основному процессуальному положению о том, что эксперт дает заключение на основании знаний, присущих только его специальности.