Судебно-медицинская казуистика: Монография, страница 19

В «Бюллетене Верховного Суда СССР» (№ 2 за 1971 г.) разъясняется, что при комплексной экспертизе эксперты дают либо отдельные заключения (но тогда это не комплексная, а не­сколько отдельных экспертиз), либо общее заключение. Причем экспертам дается право либо подписать общее заключение (т.е. в том числе и результаты исследований, выходящих за пределы его компетенции), либо ту его часть, которая отражает ход и результаты лично проведенных исследований (но тогда это тоже

198


ряд отдельных экспертиз, объединенных лишь формально в од­ном экспертном документе). Ни Верховный Суд, ни сторонники комплексных экспертиз не выдвигают никаких объективных ос­нований, которые обязывали бы эксперта подписывать общее заключение так называемой «комплексной экспертизы». Оче­видно, что никто и не может заставить эксперта поставить подпись под таким документом, пока не будут изменены две кардинальные правовые нормы: «в качестве эксперта может быть вызнано лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения» (ст. 78 УПК РСФСР); «эксперт дает заклю­чение. .. в соответствии с его специальными знаниями (ст. 80 УПК РСФСР).

Изучение многих примеров, показывающих «полезность» комплексных экспертиз, убеждает в том, что эти заключения представляют ряд вполне самостоятельных экспертных исследо­ваний, а «совместно» решаемые вопросы являются либо подме­ной функций следователя, так как не требуют никаких специ­альных знаний, кроме знания законов элементарной логики, либо являются методологически порочными в тех случаях, когда вероятные выводы каждого отдельного экспертного исследова­ния «суммируются» в общий категорический вывод. Подписывая общее заключение, эксперт не может оценить исследования представителей другой специальности, так как, во-первых, про­сто не имеет соответствующих знаний, а, во-вторых, потому, что оценка заключения эксперта — прерогатива следствия.

Правильнее говорить о комплексных исследованиях объек­тов судебной экспертизы. Такое комплексное исследование пред­полагает рабочее совещание экспертов разных специальностей, уяснение задач экспертизы, определение пределов компетенции экспертов разных специальностей, отработку оптимальной по­следовательности исследования объектов экспертизы, установ­ление правильной последовательности применения методик экс­пертного исследования и др.

Сейчас будет изложена суть проведенной экспертизы. Но с самого начала ответим на такой вопрос: как же собираются решать поставленную задачу специалисты, если однажды экс­перты уважаемой высшей инстанции заявили, что судебно-ме­дицинская и криминалистическая наука не достигла такого уровня, чтобы определить, кто и где сидел в салоне автома­шины в момент автомобильной аварии? Да, частной методики не было к тому времени, когда возникла потребность решить много раз уже упоминавшийся вопрос. Но была общая методо­логия судебно-медицинской характеристики и оценки поврежде­ний. И профессора, взявшиеся за дело, владели этой методо­логией.

Теперь об экспертизе. Она началась с координационного со­вещания всех экспертов. Были изучены постановление н имев-

199



шиеся в уголовном деле экспертные материалы, определена сте­пень обоснованности экспертных выводов, уяснены поставлен­ные перед экспертами задачи. Это позволило определить круг необходимых исследований. Среди них: 1) определение объек­тивными методами скорости «Жигулей» в момент столкнове­нии с камнем; 2) установление векторов смещения тел в кабине автомашины на разных стадиях аварии; 3) эксгумация трупа девушки с целью составить объективное представление о дей­ствительных повреждениях; 4) проведение лабораторных и ин­струментальных исследований костных останков; 5) сравнитель­ная характеристика повреждений на теле мужчины и девушки; 6) экспертный осмотр салона автомашины ВАЗ-2103; 7) "сопо­ставление конструктивных особенностей салона автомашины «Жигули», векторов смещения тел, сидящих на разных местах кабины автомобиля данного типа, и судебно-медицинской харак­теристики повреждений на теле обоих пострадавших.

Поскольку предполагаемые исследования имели разнопла­новый .характер и должны были выполняться разными спе­циалистами, важно было определить последовательность про­ведения намеченных исследований. По окончании раздельно проведенных исследований планировались заключительное об­суждение всех полученных результатов и подготовка экспертных документов.

Проведенные математико-криминалистические вычисления показали следующее. Принимая во внимание массу автомобиля ВАЗ-2103, массу полушаровидного камня и расстояние, на кото­рое он переместился после удара автомашиной, было установ­лено, что скорость «Жигулей» в момент столкновения с камнем составляла около 22 м/с. Учитывая точку первичного контакта (правый передний угол) находившиеся в салоне люди должны были резко сместиться вперед и вправо со скоростями в пределах 12.2—14,9 м/с.

Во время разворота автомобиля по часовой стрелке вокруг его правого переднего угла тела смещались назад и влево, при­чем кратная весу тела нагрузка на водители составляла 3,1, для пассажира правого переднего сидения — 2, для пассажиров зад­него сидения — 4,1 ... 4,3.

При ударе багажником о землю векторы смещения тел были направлены к левому заднему углу автомашины со скоростями 6,6—10,5 м/с. При переворачивании автомобиля на крышу ско­рость их поступательного движения была равна нулю.

Тем временем были проведены эксгумация и повторное су­дебно-медицинское исследование трупа девушки. При этом ус­тановлено: «...Труп легко разделяется на части. На передней поверхности — следы ушитого секционного разреза, на черепе — круговой секционный распил. После удаления остатков кожи с передней поверхности туловища все кости по отдельности

200


легко извлечены из гроба и уложены на секционном столе. Они составляют полный скелет человека. Все кости промыты щет­кой в проточной воде и высушены. Каждая кость тщательно ос­мотрена со всех сторон. Обнаружены секционные распилы ду­жек позвонков. Отпиленные дужки лежат в гробу отдельно. Изъяты для судебно-медицинского исследования I, II, III, IV... ребра, ключицы, позвоночник полностью, грудина без руко­ятки».