Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 3

В дальнейшем, употребляя слово конфликт, мы будем иметь в виду, что это острое противоречие, столкновение между противоборствующими сторонами, сопровождающееся изменениями в эмоциональной сфере.

И.И. Сулейманов (1984), анализируя конфликтные взаимоотношения, определяет вокруг конфликта «поле» других, взаимосвязанных с ним понятий. К числу основных из них относятся:

-  конфликтное отношение - взаимная зависимость субъектов конфликтной деятельности. Данная зависимость может быть пространственной, временной, причинно-следственной;

-  конфликтная деятельность, есть активная, целенаправленная форма конфликтных отношений;

-  конфликтант - субъект конфликтной деятельности;

-  конфликтная ситуация - такое состояние конфликтных отношений, которое характеризуется «вызреванием» конфликта, иначе - неактивная форма данных отношений;

-  конфликтное взаимодействие - активная форма конфликтных отношений, которая характеризуется целенаправленным противоборством конфликтантов [132].

A.  П.       Дмитриев, изучая конфликты, происходящие среди квалифицированных футболистов, несколько расширил данный список, выделив при этом:

-  предмет конфликта - элемент реальной действительности, вызывающий острое столкновение между субъектами деятельности;

-  субъект конфликтной деятельности, есть носитель конфликтной деятельности, активность которого направлена на ее объект;

-  конфликтная связь, есть взаимообусловленность сторон конфликта на уровне его явления, т.е. на уровне его внешних, не обязательно истинных признаков [53].

Анализируя и систематизируя различные конфликтные ситуации, И.М. Кичанова, JI.A. Петровская выделяют такое понятие, как «образы конфликтной ситуации», содержательной стороной которых выступают идеальные картины, имеющиеся у каждого из участников конфликта [75, 121]. Именно эти образы, а не сама реальность, являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения их участников.

Большое многообразие конфликтов, которое присутствует в любой деятельности человека, порождает и такое же многообразие классификаций конфликтов. В основу классификаций положены: источник, содержание конфликта; действие, которое оказывает конфликт на группу; ширина или глубина, которую охватывает конфликт; то, в какой сфере он происходит. Рассмотрим некоторые из них.

B.  И.       Андреев классифицирует конфликты по трем основным направлениям: по степени остроты противоречий, по проблемно-деятельностному фактору, по степени вовлеченности людей в конфликт [4].

В работе L. Coserб в основу типологии положен характер объективной ситуации противоречия и понимания данной ситуации сторонами как: подлинный конфликт; случайный или условный конфликт; смешанный конфликт; неверно приписанный конфликт; латентный конфликт; ложный конфликт [78].

В психологии некоторые авторы [14, 86, 117, 129] выделяют три основных вида конфликта: 1) внутриличностный конфликт, происходящий внутри человека и представляющий собой столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями, которые рождаются в процессе жизнедеятельности человека;

2)  межличностный конфликт, который определяется как ситуация, когда действующие лица либо группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута одной из сторон;

3)  межгрупповой конфликт возникает тогда, когда конфликтующими сторонами выступают социальные группировки.

Ф.М. Бородкин и Н.М. Корняк предложили классифицировать конфликты на эмоциональные и деловые [23].

В свою очередь, A.A. Гостев, В.А. Сосин, Е.И. Степанов предлагают следующую классификацию конфликтов: социально-политические, социально- экономические, межэтнические [45]. Н.В. Гришина, при изучении конфликтов, использует схожую классификацию [48].