Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 11

Характер - это совокупность существенных свойств личности, которые определяют линию поведения человека, по отношению к тем или иным социальным явлениям. Данное определение дал В.М. Мельников [120].

В США сейчас существует два альтернативных определения характера [166]. Первое: характер - это этический и моральный аспект личности. Второе: характер - мотивационный аспект личности вне любых этических и моральных оценок.

Фенихел описывает характер так: «Привычные способы приспособления «Я» к внешнему миру, «Оно» и «сверх Я», а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер» [166].

Н.Д. Левитов отмечает, что характер формируется в процессе обучения, воспитания и жизненного опыта. Характер оказывает соответствующее влияние на поведение и поступки человека. Характер будет влиять на то, как сложатся отношения в коллективе. Такие черты характера как честность, трудолюбие, чуткость способствуют положительному взаимоотношению в коллективе, а такие черты характера как лень, эгоизм, высокомерие наоборот затрудняют общение [102].

Из всего сказанного видно, что характер есть совокупность индивидуальных особенностей человека, черт которые в свою очередь отражаются в поведении. Также необходимо отметить, что данные особенности могут являться относительно устойчивыми в своем проявлении. Также авторы утверждают, что черты характеров во многом определяют взаимоотношение в коллективе. Таким образом, зная черты характера своих игроков, тренер может предвидеть поведение их в различных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Жизненные наблюдения показывают, что невозможно понять характер, не зная направленности человека. Направленность же, как считает Л.Д. Левитов, задается многими факторами: пониманием действительности, ее оценкой, биологическими факторами (генами), наличием нравственных идеалов. Он также утверждает, что основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. В дальнейшем мировоззрение перерастает в убеждения, которые впоследствии имеют влияние на поведение. На направленность будут влиять следующие факторы: внимательность, интересы, идеалы, чувства [102]. Поэтому тренер может оказывать педагогическое воздействие именно на эти компоненты.

Б.М. Теплов подчеркивает, что характер проявляется «как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он достигает эти цели» [129].

На формирование характера значительное влияние оказывает темперамент, который способен окрашивать черты характера, придавая им своеобразную форму. Черты же характера, в свою очередь, также могут оказывать влияние на темперамент. А.Г. Ковалёв справедливо говорит: «процесс образования характера одновременно есть и процесс образования темперамента, но не следует приуменьшать устойчивость типа нервной системы, как основы темперамента, который нередко остается неизменным, а только как бы замаскированным или отнесенным на второй план» (77). Таким образом, автор указывает на тесную связь темперамента и характера.

Темперамент (от лат. 1етрегатепй1Ш - надлежащее соотношение частей) - это те индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют динамику поведения человека, проявляющуюся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакции (психология) [174]. Иными словами, под темпераментом следует понимать динамическую характеристику личности человека.

И.П. Павлов сближал понятие типа нервной системы с понятием темперамента. В основу классификации типов нервной системы он положил 1) силу основных нервных процессов - раздражения и торможения 2) уравновешенность возбуждения и торможения 3) подвижность нервных процессов. Данные свойства нервной системы составляют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Он говорил: «три свойства нервной системы дают до двадцати четырех разновидностей типов» [130].