Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 6

Не случайно подростковый возраст, по мнению Л.Ф. Обуховой, является ключевым, в огромной степени решающим в формировании личности. Это связано с тем, что основное его содержание составляет переход от детства к взрослости, охватывающий при этом все стороны развития растущего человека как индивидуума, субъекта, личности [13].

Трудности данного возраста обусловлены тем, что процесс становления подростка значительно растянут во времени, происходит неравномерно и индивидуально [73]. В этот, самый короткий по астрономическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии - через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения, он обретает чувство взрослости, подходит к порогу юности.

Многие авторы [27, 80, 98], говоря о данном возрасте, называют его кризисным. При этом они утверждают, что кризис данного возраста является наиболее длительным и острым. В период перехода от детства к взрослости возникает много таких потребностей, удовлетворять которые с учетом недостаточной социальной зрелости не всегда представляется возможным. Следствием этого является появление внутриличностных конфликтов, «поведенческих симптомов», характерных для кризисного периода развития: раздражение, капризность, негативизм, упрямство.

В литературе нередки случаи, когда данный возраст именуется как ранняя юность [35]. Такое название является правомерным в силу того, что именно в этом возрасте наряду с половым созреванием начинают формироваться и черты личности, которые будут свойственны ей в более зрелом возрасте.

Ш. Бюлер связывает подростковый возраст с понятием пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост продолжается. Эта фаза обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш. Бюлер назвал психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него. Пубертатный период принято делить на фазы: негативную и позитивную. Негативная фаза (более характерная для младшего подросткового возраста) характеризуется общей необузданностью, немотивированным упрямством, эмоциональной дисгармонией, сопровождающимися цинизмом, грубостью, равнодушием к окружающим. Причем, для самих подростков негативизм выступает порой как «защитная реакция» против посягательства взрослых на их самостоятельность. Особенно болезненно переносят подростки замечания взрослых, касающиеся их отношений со сверстниками и сверстницами. При неправильном подходе к подростку в этом возрастном периоде негативизм может распространиться и на отношения к моральным ценностям, в результате чего может сформироваться антисоциальная направленность личности.

Позитивная фаза (более характерная для старшего подросткового возраста) характеризуется упорядочиванием поведения подростка. Исчезает раздражительность, «ершистость», формируются реальные жизненные устои. Негативная фаза не просто переходит в позитивную, а медленно, постепенно, нередко болезненно, перерастает в нее. В каждый конкретный момент у подростка наряду со сформировавшимися позитивными, одновременно сосуществуют и негативные качества. Сложное переплетение негативных и позитивных качеств характеризует во многом противоречивую психику подростка. Данное положение порождает в свою очередь значительные трудности, возникающие в воспитательном процессе. Родители и тренеры, сталкиваясь с новыми поведенческими реакциями воспитанника, зачастую испытывают трудности в воспитательном процессе [30].

Для того, чтобы правильно понять противоречивое поведение подростка, прежде всего, необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности данного возраста.

Подростковый возраст - это качественно новый период в развитии человека, когда происходят разнообразные изменения в структуре и функциях ряда органов и систем, завершающиеся становлением организма. A.A. Бодалёв отмечает, что подростка легко узнать по внешности - он нескладен и угловат [27].