Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 18

6.  Анализ изучения проблемы в юношеском спорте позволяет отметить следующее:

а)  существует очень мало работ по проблеме конфликтов в юношеском спорте. Имеющиеся же работы носят общетеоретический характер и лишь подчеркивают важность изучения данной проблемы.

б)  незначительное число исследований, в которых авторы предлагают не просто отдельные приемы и способы разрешения и предупреждения конфликтов, а целый комплекс мероприятий по управлению ими.

7.  Теоретические исследования состояния проблемы конфликтных взаимоотношений в юношеских спортивных командах позволили выявить:

а)  во-первых, большое количество исследований носит фрагментарный характер;

б)  во-вторых, отсутствие работ, посвященных изучению конфликтных взаимоотношений в юношеских спортивных коллективах;

в)  в-третьих, отсутствие работ, рассматривающих управление конфликтами с учетом характерологических особенностей юных спортсменов.

Раздел 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

В нашем исследовании для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1.  Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.

2.  Анализ документов.

3.  Педагогическое наблюдение.

4.  Метод экспертной оценки состояния межличностных отношений в группе.

5.  Метод определения причин возникновения конфликтов и средств управления ими.

6.  Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

7.  Социометрия.

8.  Педагогический эксперимент.

9. Методы математической статистики.

Анализ и обобщение научно-методической литературы осуществлялся с целью:

-  сформировать представление о состоянии проблемы конфликтов в различных научных направлениях, уделяя при этом особое внимание конфликтам, происходящим в юношеской среде;

-  определить тенденции в разработке методик, исследующих конфликтные воздействия в различных сферах деятельности, в том числе и в спорте;

-  выявить уровень изученности проблемы конфликтных взаимоотношений в области спорта и, в частности, в юношеском футболе;

-  изучить влияние характерологических особенностей подростков на процесс их взаимоотношения.

Анализ документов использовался с целью углубленного исследования игровой деятельности юношеской футбольной команды «Динамо» (г. Киев) за период с 2011 по 2013 гг. Другая необходимость в применении данного метода связана с выявлением оптимального игрового состава команды. В частности, анализировались следующие документы:

-  протоколы эффективности технико-тактических действий игроков команды «Динамо» за период 2011-2013гг.;

-  протоколы соревновательной деятельности команды «Динамо» за период 2011-2013гг.;

- личные записи тренера команды «Динамо» за период 1997-1999 гг.

Все полученные данные помогли нам более полно разобраться в вопросах истинного взаимоотношения в исследуемой команде.

Педагогическое наблюдение велось, во-первых, для получения информативного материала об игровой деятельности футболистов-юношей. Для этого фиксировались технико-тактические действия (ТТД) по их видам, а также ошибки, допускаемые при их выполнении. Во-вторых, для регистрации конфликтных взаимодействий, возникающих в тренировочном процессе и в играх между собой, т. е. материализованных конфликтов. ТТД фиксировались в ходе контрольных матчей юношеской команды «Динамо» с помощью метода построчной записи игровых действий. Данный метод позволяет регистрировать игровые действия, как пофамильно (по строкам), так и по соответствующим технико-тактическим приемам, указанным в графах протокола; во-вторых, запись сопровождалась постоянным контролем над игроками, которые срывали атакующие действия команды и тем самым снижали уровень ее сыгранности (Голденко Г.А, 1884). Для фиксации этих действий использовался лист бумаги печатного формата, а также диктофон. С момента начала игры записывали буквенные обозначения игрока и условным значком обозначались выполненные им действия. Условные обозначения метода построчной записи игровых характеристик даны в приложении 1. После каждой игры данные обрабатывались и записывались в сводный протокол (см. приложение 2), где высчитывались общие и средние показатели: количество выполненных действий за игру, эффективность их выполнения, брак в действиях, количество выполненных действий по отношению к конфликтогенному партнеру, как для каждого юного футболиста, так и для команды в целом. Все вычисления проводились в процентном отношении к общему количеству выполненных приемов (41).