Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 12

Б.М. Теплов, проводя исследования в данной области, пришел к выводу, что, кроме общих типологических свойств, характеризующих нервную систему в целом, имеются частичные, типологические свойства, относящиеся к работе отдельных областей коры головного мозга [129]. Это значит, что человек в различных сенсорных областях может проявлять свойства, относящиеся к различным типам.

Свойства высшей нервной деятельности устойчивы, замечает Л.Д. Левитов, но и они преобразуются под воздействием среды [102].

И.П. Павлов подчеркивал важность второй сигнальной системы в коррекции поведения, а значит и характера. Он же выделил чисто человеческие типы нервной системы в зависимости от того, в какой степени преобладает вторая либо первая сигнальная система. В связи с этим, автор выделяет следующие типы нервной системы: художественный - с преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный - преобладает вторая сигнальная система; средний тип - нет заметного выделения одной системы над другой.

В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Характеры же выявляются в действии - активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном (59).

В.П. Симонов, П.М. Ершов замечают, что темперамент и характер не говорят нам о социальной ценности человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник может оказаться отпетым негодяем.

Таким образом, из вышеприведенных определений видно, что характер и темперамент являются подструктурами личности. При этом темперамент является динамической структурой личности, в то время как характер — совокупностью черт личности, которые проявляются в поведении человека.

Понятие личность включает в себя и темперамент и характер, но не ограничивается ими, поскольку личность - «ядро», интегрирующее начало, связывающее воедино различные психологические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В личности можно выделить общечеловеческие, типические и индивидуально- своеобразные черты. Структура личности, по К.К. Платонову состоит из четырех подструктур: направленность, отношение и моральные черты; знания, умения, навыки и привычки; особенности психических процессов, свойства темперамента. Аналогичную точку зрения поддерживает ряд авторов.

У человека характер может входить в конфликт с темпераментом, и всякие попытки включить темперамент в состав характера приводят к недооценке динамики душевной жизни и условий формирования личности [10]. Поэтому целесообразно различать характер и темперамент, только так можно установить их взаимное влияние на личность.

Б.М. Теплов, говоря о формировании характера, утверждает, что всегда надо иметь в виду воздействие социальных факторов, но при этом нельзя сбрасывать со счетов и биологические условия формирования характера (199). Унаследованный здоровый организм является немаловажной предпосылкой для формирования характера. В частности, человек унаследует особенности строения мозга, рецепторных аппаратов, двигательных органов, ряд функциональных свойств нервной системы. Косвенным образом физиологические задатки могут оказывать положительное и отрицательное воздействие на развитие различных черт характера. Имеются также данные о том, что характерологические черты личности менее передаются по наследству, чем интеллект. Данная особенность свидетельствует о большом значении внешней среды в формировании характера, что предоставляет возможности для проведения коррекции поведения подростков.

A.B. Веденов справедливо выделил роль противоречий и способов их преодоления в развитии личности, а, следовательно, и характера: «В жизни каждого человека возникают противоречия и конфликты, требующие борьбы. Преодолевая данные антиномии, личность переходит на новый этап своего развития» [25]. Таким образом, мы видим, что на характер человека оказывают воздействия различные факторы: генетический, социальный, гуморальный.