Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 7

Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы [27, 30, 35, 80, 145, 178]. Недостаточное развитие кровеносной системы приводит к временному малокровию мозга. Вследствие недостаточного кровоснабжения мозга, у младших подростков очень часто отмечается повышенная утомляемость, низкая работоспособность. Данная особенность отрицательно сказывается на психическом состоянии подростка, порождается внутренняя напряженность.

Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

И.С. Кон, утверждает, что на подростка значительное влияние оказывают обилие впечатлений, сильные нервные потрясения, долгое ожидание волнующего события и так далее [83]. Одни подростки под такими воздействиями тормозятся, становятся вялыми и безучастными, сонливыми, рассеянными; другие - раздражительными, нервозными, начинают нарушать дисциплину, совершать иногда несвойственные им поступки, что часто ставит воспитателя в тупик.

Активная деятельность половых желез ведет к тому, что гормоны в организме подростка присутствуют в избыточном количестве (даже выше, чем у взрослых людей), они создают в организме подростка огромные энергоресурсы, которые он практически не может реализовать, но которые проявляются в его внешнем поведении. Авторы при этом подчеркивают, что подросток находится в состоянии постоянного стресса.

Из вышесказанного видно, что морфологическая, вегетативная, функциональная нестабильность организма подростка обусловливает определенную его уязвимость. Данные изменения не могут оставаться без последствий, причем последствия эти порой носят серьезный характер. Постоянные изменения строения тела, его метаболизма способствуют повышению реактивности и, вместе с тем, снижают резестенцию организма к различным факторам внешней среды. Поэтому именно в этом периоде наблюдаются различные анатомические и функциональные отклонения, выражающиеся в различных нарушениях и даже заболеваниях [80]. Таким образом, сопровождающийся внутренней дисгармонией, переход от детства к взрослости подростку достается очень тяжело.

Анатомо-физиологические особенности, сопровождающие данный возраст, во многом определяют психико-эмоциональную сферу подростка, которая отражается в его поведении [62].

Анна Фрейд так описала подростковые особенности: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и, в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни не способны на такую преданность и самопожертвование. Они эгоистичны и материалистичны и, в то же время, преисполнены возвышенными идеалами. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они по своему душевному складу неимоверно ранимые. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом» [138].

В связи с особенностями физического развития, следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения. Эти черты в соединении с бурной энергией, активностью при недостаточной дисциплинированности и выдержке приводят нередко к таким проявлениям в детских коллективах, как крикливость, несерьезность, повышенная конфликтность, как с родителями, так и с педагогами [154].

Монотонный, утомительный характер проведения тренировки непосилен для подростка. Как только появилась эта монотонность, сразу теряется интерес, появляются нарушения дисциплины, эмоциональная разрядка, следствием которой является возникновение конфликтов [165].