Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 10

1.3. Характер и его влияние на поведение подростка

Внезапно возникшая конфликтная ситуация, или наоборот длительно «вызревающий» конфликт требуют от тренера решительных мер, направленных на конструктивное разрешение данной проблемы. Решая данную задачу, тренер сталкивается с различными трудностями. Наиболее значимой из этих трудностей является выбор оптимальных средств, направленных на урегулирование данной ситуации и адекватный выбор стиля руководства (212). Сталкиваясь с данной трудностью, тренер осуществляет свой выбор на основе педагогического опыта и внутренней интуиции, особенностей внешней ситуации, в которой протекает конфликт. Такой субъективный выбор может иметь отрицательные последствия, как для отдельных игроков, так и для всей команды. Кроме этого, выбранное средство будет действовать по-разному на личность в зависимости от ситуации, в которой происходит противоречие, от значимости объекта, из-за которого возник спор [1, 47]. Помимо этого, выбранное тренером конкретное средство, будет по-разному воздействовать на участников конфликта - для одного оно может оказаться чрезмерным, для другого не возыметь никакого действия.

Знание характерологических особенностей игроков, по мнению ряда авторов, может являться объективным фактором, позволяющим тренеру эффективно управлять конфликтами и воздействовать как на команду в целом, так и на отдельные личности [34, 37, 48, 53, 73, 108, 109]. Также они отмечают негативные черты характера, которые влияют на общий уровень конфликтности. В связи с этим, возникает ряд вопросов: каково влияние характера на уровень конфликтности? Можно ли воздействовать на негативные черты характера, корректировать их и тем самым снижать конфликтность? Для того, чтобы получить ответы на эти и другие вопросы тренеру необходимо, прежде всего, владеть полными знаниями о характере, о факторах, формирующих и влияющих на него, возрастных особенностях и его структуре. Рассмотрим мнения авторов поданным вопросам.

Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом Теофрастом (1У-Ш вв. до н.э.). Слово «характер» на греческом языке означает «черты», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глагола «хроссо» - острить, чертить.

Что же понимают под термином «характер» современные авторы?

В общем, или широком смысле слова Н.Д. Левитов под характером человека понимает индивидуальные, ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на поведение и поступки (102). Это значит, считает автор, что когда мы пытаемся дать описание характера того или иного человека, мы тем самым выделяем его из общей массы индивидов и наделяем его индивидуальными, присущими только ему свойствами.

В.А. Крутецкий начинает свое определение характера так: «Характер - это индивидуально-своеобразное сочетание существующих свойств личности» [98].

К.К. Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, «типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках» [143].

Давая определение характера, многие авторы в качестве основных признаков указывают на индивидуальное своеобразие. Так, согласно определению, данному А.Г. Ковалёвым и В.Н. Мясищевым, характер - это личность в ее своеобразии [77].

В работе П.В. Симонова и П.М. Ершова под понятием характер подразумевается «целостный и устойчивый, индивидуальный склад человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни». Кроме того, авторы считают, что характер человека выступает в качестве основы его поведения [141].

Б.В. Некрасов в своей работе отмечает, что «характер можно определить как совокупность наиболее выраженных, тесно взаимосвязанных и потому отчетливо проявляющихся в различных сферах деятельности, свойств человека» [127].А.Е. Личко характер ассоциирует с базой, на которой строится личность[109].