Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 15

3.  Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на различные группы.

1.4. Особенности управление конфликтами в юношеской среде

К сожалению, в литературе не много информации по проблеме управления конфликтами в юношеской среде. Большинство авторов изучает конфликты, происходящие среди взрослых, уже сформированных личностей, при этом они отмечают пути, направленные на преодоление различных противоречий [21, 42, 44, 57,63].

О.В. Лишин, Т.А. Чистякова, H.H. Шурухт, рассматривающие вопросы, связанные с возрастными особенностями, отмечают, что подростковый возраст является насыщенным разного рода конфликтами, как внутриличностными, так и межличностными [111]. Исследования Т.В. Драгуновой, Н.Л. Селивановой, Л.Ф. Обухова, A.A. Рояк доказывают, что причины конфликтов в разных возрастных группах будут различные [56, 133]. И то, как будет развиваться конфликт и будет ли он вообще иметь место, в большей степени детерминировано возрастными особенностями, а значит и аппарат управления в разном возрасте будет различным.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков свидетельствуют о чрезвычайной нагрузке, которую они испытывают, находясь в данном возрасте. Внутренняя дисгармония, которая порождается анатомо- физиологическими особенностями в сочетании с противоречивыми, борющимися друг с другом психологическими чертами личности, способствует возникновению психико-эмоционального напряжения, которое проявляется, прежде всего в поведении подростка. Противоречия могут проявляться, как в межличностном общении, так и в глубоких внутриличностных переживаниях. При этом, по мнению английского психолога J. Burtona, у подростков значительно повышается общий уровень конфликтности.

Конфликты как бы пронизывают весь этот возраст и становятся неотъемлемой его частью [56]. Мало того, многие авторы констатируют, что только через конфликты и внутренние противоречия происходит становление личности [7, 22, 32], подчеркивая здесь некую неизбежность конфликта. Нельзя не согласиться с тем, что через конфликт происходит рост самосознания, определение себя как личности. Но, с другой стороны, наполовину еще дитя, наполовину взрослый человек, подросток, не имея за плечами жизненного опыта, «борясь» с антиномиями, окружающими его, зачастую не способен справиться с ними. Родителям и преподавателям необходимо помнить, что если неразрешенная конфликтная ситуация будет сохраняться длительное время, возникает опасность появления патологических сдвигов в психологической сфере, от которой зависит здоровье подростка. Не случайно, в связи с этим, А.Е. Личко [109], характеризуя психологические особенности данного возраста, подчеркивает, что именно для этого возраста характерно появление разного рода невротических реакций, психостений и даже неврозов.

В сложившейся ситуации дальнейшее здоровье подростка будет зависеть от того, насколько быстро и качественно он разрешит конфликтную ситуацию. Родители и педагоги, которые окружают такого ребенка, в свою очередь, должны и обязаны помочь ему в этом. Возрастные особенности данного жизненного периода внушают оптимизм, ведь именно в этом возрасте социальная среда оказывает наибольшее влияние на растущий организм подростка [133]. Да и сам он, в свою очередь, стремится преодолеть негативные качества, способствующие порождению разного рода противоречий. Всё это придает огромный смысл работе педагогов и родителей.

Подростки неустойчивы в психологическом плане, как отмечают авторы [27, 136, 145 и др.]. Данная неустойчивость может рассматриваться и как положительный фактор, дающий надежду на действенность и целесообразность проводимых корректирующих мер, направленных на исправление негативных черт у подростка, которые, в свою очередь являются одним из источников порождающих конфликты.